Развитие креативного потенциала детей младшего возраста через театрализованную деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евишкина, И. В. Развитие креативного потенциала детей младшего возраста через театрализованную деятельность / И. В. Евишкина, Т. В. Кулябина, О. Ю. Ананьева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18806/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматривается развитие креативного потенциала детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности. Подчеркивается значимость игры как ведущей формы деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку развивать воображение, эмоциональный интеллект, речевые и коммуникативные навыки. В работе раскрываются основные аспекты влияния театрализованной деятельности на когнитивную, эмоциональную и социальную сферы развития ребенка. Особое внимание уделяется роли педагога в организации процесса, формам театрализованной деятельности, а также использованию современных технологий для создания более ярких и увлекательных постановок. Представлены практические рекомендации для педагогов и родителей, а также примеры театрализованных игр, способствующих развитию креативного потенциала детей.

Ключевые слова: развитие креативного потенциала, дошкольники, театрализованная деятельность, игровая активность, эмоциональный интеллект, педагогическая практика, воображение, современные технологии .

Введение.

Развитие креативного потенциала у детей младшего возраста является неотъемлемой частью педагогической деятельности, направленной на всестороннее формирование личности ребенка. Творчество играет ключевую роль в развитии мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков детей. В дошкольном возрасте основой развития креативного потенциала становится игровая деятельность, в особенности театрализованные игры, которые не только развлекают, но и обучают. Целью данной работы является исследование потенциала театрализованной деятельности в развитии креативного потенциала детей дошкольного возраста.

Значение театрализованной деятельности.

Игровая театральная практика — это уникальная форма игровой активности, которая позволяет ребенку выражать свои чувства, мысли и переживания. Она включает в себя разыгрывание ролей, использование реквизита, импровизацию и взаимодействие с другими участниками. Для детей младшего возраста театрализованные игры становятся безопасной и увлекательной площадкой для самовыражения.

Основные аспекты значения театрализованной деятельности для детей младшего возраста включают:

— Развитие творческого воображения через импровизацию и создание новых сюжетов.

— Формирование речевых навыков, включая развитие артикуляции, интонации и словарного запаса.

— Усиление эмоционального интеллекта благодаря вживанию в роли и пониманию чужих переживаний.

Формы театрализованной деятельности.

В дошкольных учреждениях используются различные формы театрализованной деятельности. Эти формы варьируются в зависимости от возраста детей, их интересов и возможностей.

— Игровые театры. Простейшая форма театральной деятельности, где дети разыгрывают сюжеты без подготовки, используя фантазию и воображение.

— Кукольные спектакли. Дети управляют куклами, создавая образы и озвучивая их. Это стимулирует развитие мелкой моторики и творческого мышления.

— Театрализованные постановки. Организованные спектакли с использованием декораций, костюмов и реквизита. Дети участвуют в коллективной подготовке, что развивает их ответственность и чувство команды.

Роль педагога в театрализованной деятельности.

Педагог занимает центральное место в организации театрализованной деятельности. Он помогает детям развивать воображение, направляет их фантазию, создает условия для самовыражения. Основные задачи педагога включают:

— Подбор материалов, соответствующих интересам и возрасту детей.

— Поощрение инициативы и самостоятельности в создании сюжетов и персонажей.

— Создание благоприятной атмосферы для творчества, где каждый ребенок чувствует себя комфортно.

Примеры театрализованных упражнений.

  1. «Сказочная шкатулка»: дети выбирают из шкатулки предметы и придумывают связанные с ними истории.
  2. «Волшебные превращения»: дети изображают различные персонажи, животных или предметы, используя жесты и мимику.
  3. «Инсценировка сказки»: разыгрывание известных сказок, где каждый ребенок исполняет определенную роль.

Теоретические основы творческого развития детей младшего возраста.

Творческое развитие детей младшего возраста представляет собой сложный процесс, в котором важную роль играют врожденные способности, среда воспитания и целенаправленная педагогическая деятельность. По мнению отечественных и зарубежных психологов, творческая активность детей проявляется в их стремлении к экспериментированию, открытию нового, выражению своих эмоций и идей.

Л. С. Выготский отмечал, что развитие творчества у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием воображения и способностью к символическому мышлению. Именно в этом возрасте ребенок начинает активно использовать воображение в игре, что позволяет ему создавать новые образы и ситуации. А. Н. Леонтьев указывал на важность создания благоприятной среды для развития креативного потенциала, включая обогащение игровой деятельности за счет использования разнообразных материалов и сюжетов.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка.

Игровая театральная практика оказывает многогранное влияние на личность ребенка. Она не только способствует развитию его креативного потенциала, но и формирует важные личностные качества, такие как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, способность к сотрудничеству и эмпатия. В процессе игры ребенок учится работать в команде, учитывать интересы других, проявлять инициативу и брать на себя ответственность за выполнение роли.

Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию речи. В процессе разыгрывания сценок дети учатся правильно строить фразы, использовать интонацию для передачи эмоционального состояния и смысла, а также расширяют свой словарный запас. Это особенно важно для детей с речевыми нарушениями, так как театральные игры помогают им преодолевать страхи и барьеры в общении.

Практическая реализация театрализованной деятельности в детском саду.

Организация театрализованной деятельности в детском саду требует системного подхода. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и уровень подготовки. Для успешной реализации можно выделить следующие этапы:

— Подготовительный этап. Выбор темы или сюжета, распределение ролей, подготовка реквизита и декораций.

— Обучающий этап. Ознакомление детей с текстом, обучение их основам актерского мастерства, проработка мимики и жестов.

— Постановочный этап. Проведение репетиций, отработка взаимодействия между участниками.

— Заключительный этап. Демонстрация постановки, обсуждение результатов, анализ успешных моментов и возможных недочетов.

Использование современных технологий в театрализованной деятельности.

Современные технологии открывают новые возможности для театрализованной деятельности в детских садах. Например, использование мультимедийных средств позволяет создавать более яркие и реалистичные декорации, добавлять звуковые эффекты, использовать анимацию для визуализации сказочных персонажей. Это делает постановки более увлекательными и способствует погружению детей в сюжет.

Кроме того, педагоги могут использовать интерактивные доски для совместного создания сценариев, рисования декораций и обучения актерскому мастерству. Такие технологии не только делают процесс подготовки более увлекательным

Заключение.

Игровая театральная практика — это уникальная педагогическая технология, которая способствует гармоничному развитию личности дошкольника. Она позволяет детям раскрывать свои творческие способности, учит их взаимодействовать с окружающими, развивает воображение и коммуникативные навыки. Систематическое использование театрализованных игр и постановок в образовательной деятельности создает условия для формирования эмоционально развитой, уверенной в себе и готовой к школьному обучению личности. Внедрение современных технологий в театрализованную деятельность открывает новые горизонты для творчества.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1997. — 92 с.
  2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва: Политиздат, 1975. — 304 с.
  3. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: Педагогика, 1978. — 303 с.
  4. Комарова, Т. С. Театрализованная деятельность детей в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Т. С. Комарова. — Москва: Просвещение, 2010. — 128 с.