В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.
Ключевые слова: дошкольник, эмоции, эмоциональная сфера, театрализованная деятельность, игра, условия развития эмоциональной сферы
Практика работы дошкольных образовательных организаций показывает, что в последние годы дошкольное образование направлено, главным образом, на развитие познавательной сферы детей. В сложившейся ситуацииразвитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста уделяется все меньше внимание. При этом, анализ научной литературы свидетельствует о том, что только в единстве формирования этих двух систем возможно обеспечить полноценное развитие личности дошкольников. Г. А. Широкова отмечает, что развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста должно выступать как одно из приоритетных направлений работы системы дошкольного образования, поскольку наличие признаков эмоционального неблагополучия создает опасность нарушения последующего формирования личности дошкольника. В частности, устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс его познавательного, личностного, социального развития [9].
Недостаточная организация педагогической работы, направленной на развитие эмоций детей, неразвитость эмоций у самого педагога и взрослых окружающих ребенка, излишняя регламентация разных видов деятельности, отсутствие условий для самовыражения могут оказать негативное влияние на проявление ребенком своего отношения к окружающему миру, себе и другим людям.
Особенно актуальной является проблема развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в данном возрасте эмоциональные переживания ребенка определяют, организуют, предвосхищают и оценивают его деятельность, т. е. эмоциональное развитие выступает как условие его воспитания. В процессе развития эмоциональной сферы старшие дошкольники учатся управлять своим поведением, строить отношения с окружающими, что является важным для подготовки их к школе.
Эмоции — это отражение субъективного отношения человека к различным объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания (С. Л. Рубинштейн) [8].
На данный момент в психолого-педагогической литературе отражены многие аспекты изучения эмоций: генезис развития эмоциональной сферы дошкольника (В. С. Мухина, Л. А. Венгер), значение и особенности социальных эмоций в дошкольном возрасте (А. В. Запорожец), влияние межличностных отношений в коллективе на эмоциональную сферу ребенка (Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько и др.).
В старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития эмоций, поскольку значительно расширяется понимание детьми эмоциональных состояний, способности дифференцировать разные эмоциональные состояния, обогащается эмоциональный опыт детей. Осознание ребенком собственных чувств, умение выражать их, контролировать их является основой становления индивидуальности. Развитие эмоциональной сферы находится в тесной взаимосвязи с условиями окружающей социальной среды. Взрослый выступает для ребенка носителем средств выражения индивидуальности, обучает ребенка использованию разных средств для выражения своих эмоциональных состояний.
Среди особенностей эмоционального развития детей данного возраста выделяют: усложнение содержания эмоциональной сферы, освоение социальных форм выражения эмоций, изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств, развитие осознанности эмоций, развитие эмоционального предвосхищения,
Для успешного эмоционального развития старших дошкольников и предотвращения развития у них эмоциональных нарушений важно организовывать специальную работу по развитию их эмоциональной сферы. Ее содержание должно быть направлено на формирование у детей умения обращать внимание на свои и чужие эмоции, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.), обучение способам справляться с собственными эмоциями.
Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы. Этому способствует учет следующих условий: подбор содержания совместных театрализованных игр, способствующих развитию разных сторон эмоционального опыта детей; развитие эмоций от простого к сложному в процессе театрализации: от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным, более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения; развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной игры.
М. Д. Маханева рассматривает театрализованную деятельность, как относит театрализованную деятельность к драматическим играм. Автор считает, что эти игры отличаются от остальных наличием художественного образа и драматического действия [28].
Большинство исследователей связывают театрализованные игры с детским творчеством. М. Д. Маханева считает, что театрализованные игры заключаются в намеренном произвольном воспроизведении определенного сюжета в соответствии с заданным образцом, сценарием игры, который не требует обязательного присутствия зрителя, профессиональных актеров. Иногда в ней достаточно внешнего подражания [4].
Многие исследователи отмечают сходство театрализованной игры с сюжетной игрой, а также игрой с правилами. Это проявляется в том, что театрализованная игра основывается на сюжете художественного произведения или реальности, то есть носит репродуктивный характер, также, как и сюжетно-ролевая игра. Важное значение в театрализованной игре имеет то, как ребенок исполняет свою роль.
По мнению Е.В Мигуновой, одной из особенностей театрализованной игры является литературное или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. По мнению этого автора, театрализованные игры являются разновидностью художественной деятельности, которая включает в себя три этапа: восприятие, исполнение и творчество [6].
Театрализованные игры подразделяют на определенные виды, выделяя режиссерские игры, игры-драматизации.
Отмечая важное значение театрализованных игр в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, необходимо более подробно проанализировать особенности эмоционального развития детей в театрализованных играх.
Многие исследователи отмечают, что в театрализованной игре присутствует особый эмоциональный план, и основной смысл игры в связи с этим заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка. В результате этих переживаний в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования аффективных замыслов и тенденций, которые уже сформировались в опыте ребенка. Ярко обнаруживаются эмоциональные проявления в момент принятия ребенком той или иной роли, разворачивания игровых действий, развития сюжета на разные темы.
По мнению Л. Л. Редько, взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием ребенка-дошкольника проявляется в двух планах. Первый план заключается в том, что становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение развития эмоций. Второй план заключается в том, что сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. В соответствии с этим, мы можем сделать вывод о том, что театрализованная деятельность и эмоциональное развитие тесным образом взаимосвязаны [7].
В работе Г. А. Широковой указывается, что в театрализованной деятельности можно выделить несколько основных линий развития эмоционального поведения:
- Развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации.
- Развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового образа.
- Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности [9].
Раскроем эти линии более подробно.
Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре развивается по мере накопления у него опыта участия в театрализованной деятельности. В результате переживаний, которые возникают у него по ходу игры, исследователи выделяют два типа эмоционального поведения детей, это эмоционально-активный тип и эмоционально-пассивный тип. Эмоционально-активный проявляется в том, что дети активно включаются в игровую деятельность, стремятся быть непосредственными участниками, ярко и бурно выражают свои эмоции. Эмоционально-пассивный тип характеризуется тем, что дети не проявляют интереса к содержанию и игровым действиям, слабо проявляют эмоции.
Развитие эмоций, возникающих в ходе взаимодействии с персонажами, осуществляется на основе использования педагогам следующих приемов:
‒ объяснение действий отдельных персонажей;
‒ максимально полного развертывания общения и взаимодействия персонажей;
‒ постоянного обращения к партнеру в соответствии с его ролью.
Соблюдение этих условий помогает пробуждать у детей интерес к театрализованной игре, стимулирует их воображение.
Для обогащения эмоционального опыта детей в театрализованной деятельности, используются такие средства, как: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, использование специальных наборов театра, образных игрушек с четко выраженным эмоциональным содержанием.
Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной игры разворачивается таким образом, что дети не только учатся понимать эмоциональное состояние другого человека, но и передавать его с помощью разнообразных средств.
Расширяют диапазон эмоциональных переживаний, которые детям понятны, используют полученные в игре умения и навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Эмоциональный фон, который создается в игровой деятельности, помогает детям в большей степени раскрываться эмоционально, что, в свою очередь, влияет на качество общения, на развитие эмоциональной отзывчивости и т. д.
Как отмечают Е. А. Антипина, Л. В. Артемова, на развитие эмоциональных отношений со сверстниками в театрализованной игре влияет постановка педагогом ряда задач. В число этих задач входят:
‒ подбор содержания совместных театрализованных игр, способствующих развитию разных сторон эмоционального опыта детей;
‒ обозначение моментов обязательных контактов со сверстниками, разных по степени сложности;
‒ действие от простого к сложному, в процессе театрализации: от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным, более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения [1,2].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что театрализованная деятельность обладает значительным потенциалом для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Реализации этого потенциала может способствовать учет в педагогическом процессе следующих условий: подбор содержания совместных театрализованных игр, способствующих развитию разных сторон эмоционального опыта детей; развитие эмоций от простого к сложному в процессе театрализации: от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным, более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения; развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной игры.
Литература:
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина.- М., 2013. — 138 с.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие) [Текст] / Л. В. Артемова, М, — 2006. — 137 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2007. — 481с.
4. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева.- М.: Сфера, 2011. — 140 с.
5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] / — М.: ТЦ Сфера, 2009. — С.36–44
6. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / В. М. Минаева. — М.: Аркти,2007. — 48 с.
7. Редько, Л. Л. Социальное отношение и эмоциональный мир ребенка [Текст] / Л. Л. Редько. — Ставрополь: Сервисшкола, 2007. — 246с.
8. Рубинштейн, С.Л., Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Речь, 2006. — 452 с.
9. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Широкова — Ростов н/Д: Феникс. 2005. — 304 с.