Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 1353 раза

Библиографическое описание:

Одарченко, Ю. Н. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / Ю. Н. Одарченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46733/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ни для кого не секрет, что лучший друг современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерной игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей.

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем.

Социально-эмоциональное развитие представлены в программе «Детство» (авторы: Логинова В. И., Бабанова Т. И., Ноткина Н. А.), Программа развития социальной компетентности детей дошкольного возраста «Я — Ты — Мы» (разработана ведущим научным сотрудником Института педагогических инноваций РАО, кандидатом педагогических наук О. Л. Князевой, город Москва).

Развивать Эмоциональный интеллект необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.

Действенным средством для этого является творческая театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу. Познаёт радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе. Для себя я отметила, что важнейшим в театрализованных играх является процесс творческих переживаний, а не конечный результат. Необходимо стремиться, чтобы сохранялась непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если ребёнок неточно произнесёт реплику, выполнит движение неудачно, с точки зрения взрослого. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

Целью моей работы стало: сформирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям через театрализованную деятельность.

Из цели вытекают следующие задачи:

  1. Воспитывать нравственные качества у детей, как любовь к близким людям, стремление заботится о них
  2. Воспитывать интерес к окружающим, развивать чувства понимания и потребности в общении
  3. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями — мимикой, жестами, пантомимой.
  4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности
  5. Развивать способность распознавать свои собственные чувства и чувства других людей, чтобы управлять своими эмоциями.

Я заметила, что у эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театрализованной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.

А вот у эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В работе с такими детьми я использую показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливая детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждая, таким образом, ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.

Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя: а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры — исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.

Чтобы разыграть театральную игру, я учитывала ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т. д.

Для обогащения эмоционального опыта я использовала различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.

В процессе театрализованных игр у детей:

‒ Стимулируются мыслительные операции,

‒ Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.

‒ Совершенствуется моторика, координация, плавность,

‒ Развивается эмоционально волевая сфера,

‒ Происходит коррекция поведения

‒ Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения

‒ Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности,

В результате я отметила, что дети стали более эмоционально отзывчивы, (Откликаются на эмоции близких людей и друзей, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов) стали более дружные, потому что научились договариваться; научились применять самостоятельно усвоенные знания;научились планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; нашли своё Я, т. е., у детей произошло самоопределение.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная игра, действие, чувство, взрослый, переживание, ребенок стали, театрализованная деятельность, эмоциональное состояние, эмоциональный опыт.


Задать вопрос