Игра предоставляет детям дошкольного возраста прекрасную возможность исследовать свои эмоции. Игра способна» захватывать, возбуждать, волновать и приводить в восторг». Эта универсальная способность возбуждать человеческие эмоции-то, что делает игру уникальной. Новые эмоции формируются в игре, потому что игра дает детям новые формы желания. Другими словами, она учит ребенка желать, связывая желание с воображаемым «я«, то есть с ролью в игре и ее правилами.
Игра-это упражнение, которое готовит ребенка к жизни. Игра-это сознательная деятельность по достижению условно поставленных целей. Правильно подобранная и соответствующим образом направляемая игра может стать мощным инструментом в воспитании детей дошкольного возраста. Игра показывает эмоциональное воздействие на ребенка, и ребенок во время игры прилагает много эмоциональных усилий, чтобы придать игре эмоциональную окраску. Не обходимо тщательно продумать воспитательную ценность игры, чтобы она воспитывала любовь к порядку и способствовала развитию честности, смелости и дружбы. В игре дети принимают на себя роли взрослых и воспроизводят действия и отношение к окружающим и друг к другу в условиях игры. У ребенка, выбравшего определенную роль, возникает образ, соответствующий этой роли, например, врач, мать, дочь, водитель и т.д. На основе этого образа формируется и разыгрывается поведение ребенка. Образы внутренней структуры игры настолько важны, что без них игра была бы невозможна. Дети учатся выражать свои чувства и эмоции через образы и действия. В игре мама может быть суровой или доброй, грустной или веселой, любящей или нежной. Образы обыгрываются, заучиваются и запоминаются. Все детские ролевые игры (за редким исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством переживания полноты человеческих отношений.
В игре дети делают только то, что хотят делать. Беззаботный характер игры проявляется не только в том, что дети вольны выбирать сюжет игры, но и в том, что их поведение по отношению к предметам совершенно свободно от их обычного «правильного» использования.
Творческая свобода игры проявляется так же в том, что детиe участвуют в играх эмоционально насыщенно и испытывают максимальное удовольствие во время игры. Когда игра эмоционально насыщена, ее можно рассматривать как источник инстинктивного удовольствия. Драматическая игра развивает творческие способности детей дошкольного возраста.
Положительное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми характеристиками (постановка движений, особенности, адаптированные к эмоциональному состоянию действующего лица, воображаемые ситуации и т. д.). При проведении эмоциональной игры мы, педагоги, должны учитывать: во-первых, особенности двигательного профиля каждой эмоции. В данном случае контекст игры включает в себя такие содержания, как радость, грусть, страх, удивление и т. д., в которых дети проявляют то или иное эмоциональное состояние;
Во-вторых, сложность игры и последовательность ее структуры. То есть игры, повторяющие действия по образцу, игры, предполагающие завершение действий, начатых взрослым, игры, побуждающие к самостоятельной импровизации с предметами (реальными и воображаемыми) или без них;
В-третьих, порядок введения элементов, составляющих экспрессивную сторону эмоций, начиная с жестов и мимики-элементов, которые в наибольшей степени поддаются контролю или сдерживанию. Затем содержание включает
Поощрение выразительных навыков, таких как вербальная интонация, движения тела и поза.
Драматическая деятельность и ее предмет вызывают эмоции, заставляют людей интересоваться и сопереживать героям и событиям, происходящим в пьесе, и в процессе переживания вырабатывается определенное отношение и моральная оценка. В результате театральная деятельность является важнейшим средством приобретения детьми осознанного сопереживания эмоциональному состоянию других людей-условия, необходимого для организации совместной деятельности. В основе эмпатии лежит способность воспринимать эмоциональное состояние другого человека через мимику, движения и речь, ставить себя на место другого человека в различных ситуациях и находить адекватные способы помощи.
Таким образом, игра детей дошкольного возраста насыщена широким спектром эмоций, включая удивление, волнение, радость и переживания. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психического состояния. Многие советские психологи обращали внимание на существование особого, эмоционального строя игр. Они подчеркивали, что главное значение игр заключается в широком разнообразии значимых для ребенка переживаний и что в процессе игры глубоко изменяются ранние эмоциональные тенденции и намерения, сложившиеся в жизненном опыте ребенка. Связь между игрой и детскими эмоциями двоякая: развитие и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций, а возникающие эмоции влияют на развитие специфического содержания игры. Различный характер переживаний, возникающих в процессе игры, позволяет нам выделить два типа эмоционального поведения у маленьких детей. Эмоционально активные дети проявляют сильный интерес к игре в целом и к использованию одного или нескольких предметов. Они играют в течение длительных периодов времени. Такие эмоции, как смех, удивление и возбуждение, часто выражаются во время игры с игрушками. Пассивные дети играют с игрушками грубо и поверхностно. Общее время активности короткое. Крайне слабое выражение эмоций. Отсутствует выражение радости или удивления.
Эмоциональное развитие, возникающее в процессе деятельности с персонажами, важно для развития игры и моральных качеств личности.
Для возникновения осмысленной игры необходимым условием является развитие социального содержания, то есть общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдая за игрой, можно определить, как формируются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, направленных на сверстника в игре, очень широк: от полного безразличия или пренебрежения до эмоционального контакта, содержательного общения, заинтересованности и поддержки взаимных действий. Поскольку эмоции, выраженные в игре, могут быть интегрированы и обобщены, взрослым необходимо организовывать игры таким образом, чтобы негативные эмоции не возникали и не развивались, а агрессия не проявлялась.
Особенно важно подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации детей на сверстников и характер их эмоциональных реакций тесно связаны с уровнем развития игры. Негативные эмоции наиболее активны, когда дети не умеют организовывать и развивать игру.
Участие взрослых в игре может иметь положительный эффект.
«Взрослые могут на учить детей всему, что они умеют делать сами». «Только творческие люди могут учить творчески» (Я.Каменский).