Если наблюдать за малышами, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть не капризничает, может, пусть и ненадолго, заняться полезным и интересным для себя делом. Он любит общаться и разговаривать со взрослыми и конечно же доверяет им. Дети очень любопытные, их интересуют все предметы, все дела, все разговоры взрослых. А еще дети очень любят помогать взрослым: готовы стирать, гладить, мыть посуду с мамой, заводить машину вместе с папой. Когда взрослые этого не разрешают, малыш переходит к игре «понарошку» стирает, гладит, водит машину.
Эмоционально отзывчивые дети, которые умеют играть, жизнерадостны, словом они живут полной, по-настоящему счастливой жизнью. И наоборот, дети, которые не умеют и не любят играть, шагу не могут сделать без взрослого, требуют постоянного внимания и участия старших во всех занятиях, капризничают, раздражаются или, что еще хуже, становятся вялыми, равнодушными. Часто у них нарушен контакт со взрослыми, они затрудняются что-либо спросить у старших, не доверяют им, становятся замкнутыми.
Некоторые родители считают, что игра менее серьезна и полезна для ребенка, чем, например, просмотр и чтение книг, детских познавательных телепередач или участие в трудовой деятельности. На самом деле развитие дошкольника в большей части зависит от того, как и во что он играет. Ведь в игре малыш воспроизводит всю окружающую его действительность.
Интересная, полезная для ребенка игра сама по себе не приходит. Помочь ребенку в овладении этим необходимым ему видом деятельности должны старшие. Это могут быть как взрослые, так и братья, сестры и другие дети. Приобщать ребенка к игре следует с первых лет жизни. В каждом возрастном периоде у детей свое понимание мира, свои возможности отражения его в игре. Взрослые должны это учитывать, когда участвуют в игре ребенка. В первую очередь, нужно понимать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми как детская самостоятельная деятельность, как деятельность самого ребенка. Ребенок, а не взрослый, в игре, должен быть хозяином положения. Задача взрослого вдумчиво, тактично, неназойливо руководить игрой. Не следует диктовать ребенку правила, что и как ему нужно делать, без конца поучать его. Правильно будет помочь малышу советом, незаметно направить игру в нужное русло.
Даже занимаясь своим делом, старшие вполне могут разнообразить игру ребенка, предложив ему дополнительную игрушку или поставив перед ним новую игровую задачу, которую малыш с удовольствием решает сам.
Если ребенок сам решает элементарные игровые задачи, по своему выходит из затруднительных положений в игре, он приобретает уверенность в своих силах.
Игра ребенка становится самостоятельнее и разнообразней в процессе познания им окружающих предметов, природы, отношения людей. Познать мир малышу можно только активно действуя. Поэтому очень важно в доступной форме привлекать детей к участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Большую ошибку совершают взрослые, когда отстраняют детей от настоящих, серьезных дел.
На ранних этапах становления игры дети сами без взрослых не способны перенести жизненный опыт в игровой условный план. Следует показать малышам, как играть, и во что играть. Это могут быть простые, незамысловатые инсценировки: как кукла гуляла с собачкой, как зайчик угощал петушка морковкой, день рождения лисички и т. д.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, какие игрушки имеются в его распоряжении. Каждая новая игрушка — очень важное событие в жизни ребенка.
Игрушка обязательно должна быть понятна ребенку. Детям раннего и младшего дошкольного возраста необходимы игрушки, отображающие их повседневный быт, знакомые им по собственным наблюдениям. И тогда ребенок сможет сам активно использовать все игрушки по назначению. Не следует загромождать детскую комнату множеством игрушек, пусть даже очень красивыми. Дошкольнику сложно что-либо выбрать, он ни на чем долго не сосредоточен. Чаще всего ребенок берет первый попавшийся предмет и, не зная, как играть, бросает или перекладывает игрушку, в итоге игры не получается.
Радость встреч с новой игрушкой — это только начало большой игры. Очень важно не только порадовать малыша, но и показать, как с ней играть, вызвать доброе, бережное, заботливое отношение к игрушке.
Уместно, когда взрослые, играя с ребенком, сами выполняют роли шофера, продавца, врача. Это не только радует малыша, но и многому учит. У партнеров по игре дошкольник учится играть воображаемыми предметами, использовать вместо необходимых вещей, их заменители в виде палочек, листьев, шишек, желудей, ракушек и др.
Благодаря приобретению игрового опыта уже двухлетние дети с удовольствием играют вместе. Особенно ценной является игра разных по возрасту детей. Вряд ли кто лучше, чем старшие дети понимают игру малышей. С легкостью и без иронии старшие дошкольники включают малышей в свои игры, моментально оценивают их возможности. А малыши, в свою очередь, благодарные за доверие, стараются не уронить достоинство и поражают даже родителей своим воображением, сообразительностью, проявленными в совместных играх со старшими детьми.
Чем меньше ребенок, тем большая помощь в игре требуется со стороны взрослого. Чем старше становится малыш, тем более аккуратным, тонким и вдумчивым должно быть вмешательство в его игру. Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаменимый кропотливый труд — распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.
Литература:
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2004.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.