Игра как путь дошкольника к познанию мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Часовских, А. В. Игра как путь дошкольника к познанию мира / А. В. Часовских, С. А. Тетерева, И. В. Пяткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101469/ (дата обращения: 17.12.2024).



Дошкольное детство — короткий, но главный этап формирования личности. В раннем развитии ребенка значительная роль принадлежит основному виду деятельности в дошкольный период — игре.

Будучи довольно интересным и наиболее любимым времяпровождением дошкольников, игра представляет собой одно из основных средств их развития.

Игра для дошкольников — метод познания, окружающего их мира. Социальная направленность содержания игр обусловлена тем, что живет в обществе. Главной характерной чертой игры является то, что она представляет собой отражение детьми находящейся вокруг жизни, их отношений в ситуации, создаваемой их детским воображением. В играх та же комната может быть и морем, и лесом, и магазином, и больницей.

Дети дают обстановке ту руль и значимость, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

В ходе игры у детей обобщаются навыки и представления об окружающем мире, и для того, чтобы в игре выполнить определенную роль, дошкольнику необходимо свое виденье перевести в игровой процесс.

Именно через игру мы, взрослые, должны помочь в формировании психики. Эту же мысль высказал А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

От полученных впечатлений в детстве, от содержания игр, в дальнейшем может зависеть путь по жизни ребенка.

В нынешнее время, в эпоху высоких технологий, игра имеет значительную роль в воспитании и развитии ребенка. Именно благодаря игре у ребенка формируются нравственные ценности: патриотизм, взаимоотношения друг с другом.

Благодаря игре у ребенка появляются новые знания, пробуждается воображение и фантазия, стимулируется развитие мышления. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию. В игре происходит становление личности ребенка, формируется активность, общительность, происходит становление личности. Игра для детей не просто забава. В игре дети познают жизнь, играя, они изучают форму, цвета, изучают животных и растения. Изучение жизни в игре протекает в доступной и увлекательной форме для детей. [1., с.28].

В связи с тем, что детская игра — универсальное явление, и дети копируют всю окружающую их жизнь, ее функции разнообразны.

Можно выделить наиболее важные функции игры:

  1. Обучающая — позволяет решить конкретные задачи обучения и воспитания. Для развития нравственно-эстетического воспитания детей важны обучающие игры.
  2. Развивающая — заключается в развитии ребенка.
  3. Воспитательная — помогает найти и развить индивидуальные особенности детей.
  4. Коммуникативная состоит в том, что дети учатся обмениваться друг с другом знаниями, умениями в процессе игр.
  5. Развлекательная способствует развитию двигательной активности, создает благоприятную основу для установления эмоциональных контактов между ребенком и взрослым.
  6. Психологическая развивает творческие способности у детей.

Игра заслуживает, чтобы ее включали во все виды деятельности, так как она имеет такие разнообразные функции.

Таким образом, игра не только закрепляет уже существующие умения, но и считается необычной формой познавательной деятельности. [2., с.21].

Еще одна отличительная черта игровой деятельности — ее самодеятельный вид. Дети — это создатели игры.

Характерной чертой детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и фразы. В игре ребенок живет поступками и эмоциями изображаемого героя.

Речевое взаимодействие в ходе игры имеет очень важную роль. Разговаривая, дети обмениваются идеями, задумками, устанавливают план игры. Главными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет, игровые действия и правила, роли.

Игровой замысел — общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формируется в речи, в игровом содержании и считается тем самым стержнем игры.

Сюжет, содержание игры — это то, что является основой, именно она определяет развитие, разнообразие и связь всех игровых действий, а также отношения между детьми. Содержание самой игры делает ее увлекательной, интересной и развивает желание играть.

Общение дошкольников со сверстниками складывается особым образом в процессе игры.

Игра — это фундамент для формирования знаний об отношениях между сверстниками. Кроме того, игра является помощником для освоения навыков коммуникабельности и установления общения между детьми. В процессе игры у детей, формируется доверие друг к другу, они учатся контролировать свои действия, желания; учатся отстаивать свою точку зрения. Благодаря игре ребенок познает окружающий его мир, познает социум отношений.

В игре умственная активность ребенка тесно связана с воображением; нужно найти себе роль, затем представить, как действует человек, которому хочется подражать.

Воображение может проявляться и развиваться в поиске средств для реализации задуманного. Так же в игре имеют развитие и творческие способности будущего школьника. [3., с.13].

Ребенок до 3-х лет сосредоточен на изучении свойств предметов. Только к трем годам в игре появляется сюжет. Можно выделить несколько видов игр:

– Музыкальные игры. Музыкальные игрушки способствуют развитию слуха.

– Строительные игры. Способствуют развитию конструктивных способностей.

– Подвижные игры. Такие игры способствуют укреплению здоровья, развивают движения.

– Дидактические игры. Такие игры разработаны для развития наблюдательности, внимания, памяти.

Сюжетно-ролевые игры. Эти игры имеют познавательное значение, также развивают творчество, наблюдательность.

Все игры детей сопровождаются речью. Игра и речь, неразрывны.

Главное в игре то, что она носит естественный характер. В играх дети отражают дух современности.

Таким образом, игра — это такая деятельность, которая помогает раскрыть все грани деятельности людей. И в этом плане игра является показательной.

Игра — свободная деятельность для детей, которая не диктует необходимость. Это выход за границы повседневной жизни, пространство, являющееся наиболее благоприятным для развития детей.

Нужно играть с детьми как можно чаще. Нужно приветствовать проявление любых чувств, но не любое поведение. Нужно поддерживать усилия ребенка сохранять дружелюбные отношения со сверстниками. Нужно помнить, что игра — это прекрасный источник укрепления физического, эмоционального самочувствия детей. Совместная игра с ребенком является не только основным средством развития маленького человека, но и способствует взаимопониманию разных поколений. [4., с.28].

Литература:

  1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», 2015.
  2. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста; Просвещение — Москва, 2008.-112с.
  3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «Играем?.. Играем!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста» Издательство Скрипторий,2003.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детская игра, значительная роль, игровой замысел, процесс игры, развитие, развитие ребенка, содержание игры, ходя игры.


Задать вопрос