Дошкольное детство — короткий, но главный этап формирования личности. В раннем развитии ребенка значительная роль принадлежит основному виду деятельности в дошкольный период — игре.
Будучи довольно интересным и наиболее любимым времяпровождением дошкольников, игра представляет собой одно из основных средств их развития.
Игра для дошкольников — метод познания, окружающего их мира. Социальная направленность содержания игр обусловлена тем, что живет в обществе. Главной характерной чертой игры является то, что она представляет собой отражение детьми находящейся вокруг жизни, их отношений в ситуации, создаваемой их детским воображением. В играх та же комната может быть и морем, и лесом, и магазином, и больницей.
Дети дают обстановке ту руль и значимость, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
В ходе игры у детей обобщаются навыки и представления об окружающем мире, и для того, чтобы в игре выполнить определенную роль, дошкольнику необходимо свое виденье перевести в игровой процесс.
Именно через игру мы, взрослые, должны помочь в формировании психики. Эту же мысль высказал А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
От полученных впечатлений в детстве, от содержания игр, в дальнейшем может зависеть путь по жизни ребенка.
В нынешнее время, в эпоху высоких технологий, игра имеет значительную роль в воспитании и развитии ребенка. Именно благодаря игре у ребенка формируются нравственные ценности: патриотизм, взаимоотношения друг с другом.
Благодаря игре у ребенка появляются новые знания, пробуждается воображение и фантазия, стимулируется развитие мышления. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию. В игре происходит становление личности ребенка, формируется активность, общительность, происходит становление личности. Игра для детей не просто забава. В игре дети познают жизнь, играя, они изучают форму, цвета, изучают животных и растения. Изучение жизни в игре протекает в доступной и увлекательной форме для детей. [1., с.28].
В связи с тем, что детская игра — универсальное явление, и дети копируют всю окружающую их жизнь, ее функции разнообразны.
Можно выделить наиболее важные функции игры:
- Обучающая — позволяет решить конкретные задачи обучения и воспитания. Для развития нравственно-эстетического воспитания детей важны обучающие игры.
- Развивающая — заключается в развитии ребенка.
- Воспитательная — помогает найти и развить индивидуальные особенности детей.
- Коммуникативная состоит в том, что дети учатся обмениваться друг с другом знаниями, умениями в процессе игр.
- Развлекательная способствует развитию двигательной активности, создает благоприятную основу для установления эмоциональных контактов между ребенком и взрослым.
- Психологическая развивает творческие способности у детей.
Игра заслуживает, чтобы ее включали во все виды деятельности, так как она имеет такие разнообразные функции.
Таким образом, игра не только закрепляет уже существующие умения, но и считается необычной формой познавательной деятельности. [2., с.21].
Еще одна отличительная черта игровой деятельности — ее самодеятельный вид. Дети — это создатели игры.
Характерной чертой детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и фразы. В игре ребенок живет поступками и эмоциями изображаемого героя.
Речевое взаимодействие в ходе игры имеет очень важную роль. Разговаривая, дети обмениваются идеями, задумками, устанавливают план игры. Главными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет, игровые действия и правила, роли.
Игровой замысел — общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формируется в речи, в игровом содержании и считается тем самым стержнем игры.
Сюжет, содержание игры — это то, что является основой, именно она определяет развитие, разнообразие и связь всех игровых действий, а также отношения между детьми. Содержание самой игры делает ее увлекательной, интересной и развивает желание играть.
Общение дошкольников со сверстниками складывается особым образом в процессе игры.
Игра — это фундамент для формирования знаний об отношениях между сверстниками. Кроме того, игра является помощником для освоения навыков коммуникабельности и установления общения между детьми. В процессе игры у детей, формируется доверие друг к другу, они учатся контролировать свои действия, желания; учатся отстаивать свою точку зрения. Благодаря игре ребенок познает окружающий его мир, познает социум отношений.
В игре умственная активность ребенка тесно связана с воображением; нужно найти себе роль, затем представить, как действует человек, которому хочется подражать.
Воображение может проявляться и развиваться в поиске средств для реализации задуманного. Так же в игре имеют развитие и творческие способности будущего школьника. [3., с.13].
Ребенок до 3-х лет сосредоточен на изучении свойств предметов. Только к трем годам в игре появляется сюжет. Можно выделить несколько видов игр:
– Музыкальные игры. Музыкальные игрушки способствуют развитию слуха.
– Строительные игры. Способствуют развитию конструктивных способностей.
– Подвижные игры. Такие игры способствуют укреплению здоровья, развивают движения.
– Дидактические игры. Такие игры разработаны для развития наблюдательности, внимания, памяти.
Сюжетно-ролевые игры. Эти игры имеют познавательное значение, также развивают творчество, наблюдательность.
Все игры детей сопровождаются речью. Игра и речь, неразрывны.
Главное в игре то, что она носит естественный характер. В играх дети отражают дух современности.
Таким образом, игра — это такая деятельность, которая помогает раскрыть все грани деятельности людей. И в этом плане игра является показательной.
Игра — свободная деятельность для детей, которая не диктует необходимость. Это выход за границы повседневной жизни, пространство, являющееся наиболее благоприятным для развития детей.
Нужно играть с детьми как можно чаще. Нужно приветствовать проявление любых чувств, но не любое поведение. Нужно поддерживать усилия ребенка сохранять дружелюбные отношения со сверстниками. Нужно помнить, что игра — это прекрасный источник укрепления физического, эмоционального самочувствия детей. Совместная игра с ребенком является не только основным средством развития маленького человека, но и способствует взаимопониманию разных поколений. [4., с.28].
Литература:
- Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», 2015.
- Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста; Просвещение — Москва, 2008.-112с.
- Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «Играем?.. Играем!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста» Издательство Скрипторий,2003.
- Эльконин Д. Б. Психология игры — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999