Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 1314 раз

Библиографическое описание:

Владимирова, Н. А. Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка / Н. А. Владимирова, Н. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3285/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

С давних времён ученые разных стран искали пути гармоничного развития человека. Эта проблема занимала умы мыслителей, которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами человека. Ещё Аристотель писал, что гнев, радость, печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах, и наоборот, движения в ассоциации вызывают определённое психическое состояние.

В наше время благодаря системному подходу психологии к познанию ребёнка в комплексе всех его способностей становится возможным обосновать роль движения в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии. Для реализации задач гармоничного развития детей педагогам важно понять, как «действует» наше тело, научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.

Таким образом, гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности. Идеальным является гармоничное развитие всех способностей человека. Однако это становится возможным при полной свободе действий, свободе, как от принуждения себя, так и от принуждения других.

Для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального в воспитаннике; для достижения полной гармонии самим собой и окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий необходимо создание соответствующих условий.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматривают как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер. Содержание подвижных игр для маленьких детей 3–4, 4–5 лет в детском саду направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания.

Подвижные игры для дошкольников оказывают положительное влияние на детский организм. Благодаря двигательной активности, повышается иммунитет организма, а значит, дети становятся выносливее. Малыши, которые регулярно принимают участие в спортивных играх для дошкольников, имеют не только хорошую физическую форму, но и уверенную координацию движений. Игры заряжают малышей положительными эмоциями и дарят им хорошее настроение на протяжении всего дня. Дети, занимающиеся таким видом физической активности, имеют хороший аппетит и глубокий сон, а также меньше капризничают.

Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Подвижные игры также несут в себе и важный социальный аспект. Дети, играя в такие игры, учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в команде, понимать, что такое ответственность, дисциплинированность, справедливость и честность.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека — собирание своего «Я». Игра мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами писателя, педагога, психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение — «игровая дистрофия детей». Игрою можно диагностировать, можно и понять ребёнка. Игрою можно ободрить. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: "... весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Давайте запомним все — и учителя, и воспитатели, и родители, — что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребёнок — «существо играющее».

Главное назначение игр — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое экспериментальное поведение. С одной стороны мы предлагаем ребенку пищу для подражания и повторения, с другой — представляем поле фантазии и личного творчества.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, изобретают, творят окружающее, при этом развиваются гармонично и целостно.

Литература:

  1. Беляев Е. А. 365 развивающих игр. М.: Рольф, Айрис — пресс, 1998.
  2. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992.
  3. Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников. //Дошкольное воспитание 1995г. № 12- с.23.
  4. Шмаков С. А. Игры — шутки, игры — минутки. — М.: Новая школа,1993.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, окружающий мир, гармоничное развитие, гармоничное развитие детей, младший дошкольный возраст.
Задать вопрос