Развитие активной творческой личности, которое может эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, берет свое начало в детстве, является неотъемлемой частью дальнейшего формирования личности человека, залогом его успешной творческой деятельности. Формирование подрастающего поколения осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической, социально-культурной и духовно-практической деятельности, спорте.
Актуальность данной статьи продиктована новыми требованиями в образовании. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Тем самым перед детскими образовательными учреждениями появилась одна из главных задач формирования творческих способностей подрастающих детей.
Воспитание творческой личности — это основная задача педагогической теории и практики в современном мире. Предоставление условий для творчества в детских образовательных учреждениях залог успешного формирования разностороннего развития личности и воспитательного процесса. Главная задача, которая стоит перед педагогами дополнительного образования найти более новые, инновационные игровые технологии, методы и формы образовательного процесса для работы с детьми дошкольного возраста.
В данной статье речь пойдет о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через игровые технологии. Хорошей платформой для формирования личности является искусство хореографии. Но для более плодотворного изучения данного исследования раскроем понятия «игра» и «творческое развитие».
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Многие исследователи пытались дать определение понятию игра.
Карл Гросс один из первых авторов, кто попытался дать научное определение игры и разработать классификации детских игр, найти психолого-педагогический подход к ним. Он продемонстрировал, что экспериментальные игры состоят в ином отношении к мышлению ребенка и к дальнейшему его развитию, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он кошка, птица и т. п. [1].
В 30-е годы ХХ века П. П. Блонский предполагал, что игра — только поверхностное название для различных видов деятельностей ребенка, говоря о том, что «игры вообще» не существует также, как и вида деятельности, подходящий под это понятие, ибо понятие игры трактуется как понятие взрослых, в свою очередь для ребенка все серьёзно. И это понятие должно быть исключено из психологии.
«Критерием игры является наличие мнимой ситуации» — говорит Л. С. Выготский. Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого и смыслового поля. Например, ребенок может «придумать, что папин ремень — это змея, а чайник — это паровоз». Тем самым мы четко видим расхождение мнимого и реального: ремень явно не змея, но предполагается, что все именно так. Главная составляющая игры — это воображение, следовательно, по Выготскому игра начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать [2, с. 41–50].
Мы предполагаем, что игра — это технология, с помощью которой индивид, в нашем случае дети дошкольного возраста, познают окружающий мир, познают себя, и социум, в котором они преобладают. С каждой новой игрой ребенок впитывает новую информацию для себя, тем самым происходит процесс формирования личности, развитие различных способностей, в том числе и творческих.
В научной литературе существует большое количество трудов, посвященных понятиям творчество и способности.
Философская энциклопедия Института философии Российской Академии Наук определяет термин творчество так: «Творчество, которое присуще индивиду, есть единое целое способностей, определяющих качество и уровень мыслей, которые направлены на адаптацию к переменам и неизведанным условиям в наглядных, сенсомоторных, логико-теоретических и оперативно-деятельностных формах. Творчество является некоторым аспектом развития личности и относится к переходу на более высокий интеллектуальный уровень» [5, с. 311].
«Практическая или теоретическая деятельность человека, в ней возникают новые (для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, материальные продукты, способы действия)» [7, с. 294] — трактуется в психологии.
В педагогике творчество определяют как «высшую форму самостоятельной деятельности и активности человека, его оценивают с точки зрения социальной значимости и оригинальности (новизны)» [8, с. 29].
Перейдем к понятию способность, у которого также большое количество определений.
С. Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, предполагал способность сложным образованием, составляющим несколько аспектов психической особенностей индивида, без них личность не может выполнять любую творческую деятельность. «Способности система обобщенных психических деятельностей, закрепленная в индивиде. Способности от навыков отличаются тем, что являются результатами закрепления не способов действия, а психических процессов (деятельностей), с помощью которых деятельности и действия регулируются» [6, с. 241].
По мнению В. А. Крутецкого, в любой деятельности от человека требуется целый ряд взаимосвязанных способностей. Исследователь в своих работах отмечал, что существуют общие способности, необходимые для выполнения любой деятельности, и специальные, без которых успешное выполнение какой-либо конкретной деятельности невозможно [3].
Каждый индивид в том или ином обществе включает в себя ряд способностей, которые присуще только ему. Их существование, развитие с помощью различных инструментов формирует человека, его характер, структуру. В тоже время способности имеют различные степени «мастерства» (высокие-низкие), не существует людей не имеющих каких-либо способностей.
У детей с развитыми способностями к творчеству, пишет А. М. Матюшкин, обязательно отмечаются высокая познавательная мотивация и исследовательская активность [4].
Высокие показатели развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, показывают занятия с использованием игровых технологий. Как правило, ребёнок лучше и качественнее воспринимает ту информацию, которую дает педагог.
Популярной разновидностью для педагогов дошкольного образовательного учреждения являются творческие игры. Они подразделятся на: сюжетно-ролевые игры — в процессе ребенок пытается воспроизвести ту или иную область деятельности для усвоения социальных ролей. Театрализованные (игры-драматизации) направлены на развитие эстетического воспитания, раскрытие творческого потенциала с помощь разыгрывания различных литературных произведений.
Дидактические игры несут образовательный характер для детей дошкольного возраста. Одна из главных целей воспитать и обучить, но это несет скрытый подтекст для ребенка и воспроизводится через игровую призму.
Подвижные игры несут особо важную роль в формировании творческих способностей. Если правильно подобрать игры для каждого возраста дошкольников, они помогают гармонично, в верном темпоритме развиваться. Различные движения, упражнения, комбинации оказывают продуктивное формирование растущего организма ребенка, как на физическом, так и на интеллектуальном уровне. У ребенка формируется правильная осанка, гармонично развивается мускулатура.
Таким образом, роль игровой технологии в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста огромна. Через игру, а точнее, через ее систему символов ребенок пытается выразить свое сознательное и подсознательное «Я», чему в колоссальной степени способствует психологическая раскованность в процессе формирования. Образовательные, воспитательные, терапевтические возможности игровой технологии имеют важнейшее значение в процессе развития и становления личности. Искусство творческих способностей оказывается полем соприкосновения эмоционального и интеллектуального развития, иными словами — экспрессивного начала и гармоничной культуры человека.
Литература:
- Ведущий образовательный портал России: сайт. — URL: https://infourok.ru/opredeleniya-termina-igra-v-istorii-pedagogiki-i-psihologii-2791463.html (дата обращения 10.02.2021) — Текст: электронный.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. — 2014. — № 6. — С.41–50.
- Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2006. — 224 с.
- Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А. М. Матюшкин. — М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000–2001.
- Новоселова, С. JI. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности [Текст] / С. Л. Новоселова // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Сб. науч. трудов. — 1978. — С. 41–44.
- Психологическая энциклопедия. Большой психологический словарь [Текст]: под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Олма-пресс, 2007, — 630 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1; Председатель научно-ред. совета А. М. Прохоров. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.