Интерактивная доска как средство обучения на уроках биологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 1517 раз

Библиографическое описание:

Захарова, О. В. Интерактивная доска как средство обучения на уроках биологии / О. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14846/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. И один из элементов, который позволяет осуществлять эти цели — обращение к новым образовательным технологиям.

Одна из таких технологий — интерактивные средства обучения. Они широко используются при обучении школьников по целому ряду предметов и позволяют применять новые методы и приемы в изучении, а также сделать более доступной для понимания любую информацию. Интерактивные методы можно применять, как групповой способ обучения, для обучения с помощью игровых технологий, при фронтальном и дискуссионном обучении.

Интерактивная доска — это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

– Презентации

– Текстовые редакторы

– CD диски

– Интернет

– Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

– Видео фрагменты

– Звуковые файлы (записи, сделанные учениками или другими преподавателями).

– Программное обеспечение для интерактивной доски

– Программное обеспечение к конкретному предмету

На таком уроке будут использованы сразу несколько ресурсов, и учитель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.

Если вы работаете с интерактивной доской, вы можете взять маркер и сделать на ней дополнительные пометки, добавить комментарий, нарисовать рисунок, подчеркнуть или выделить нужную информацию. На уроке можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски состоит в том, что:

– добавлять записи и делать поправки можно к страницам, которые были приготовлены до занятия.

– после занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать.

– для заметок можно использовать разные цвета, тем самым выделяя главное.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а после урока их можно сохранить. После урока, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или, при необходимости, распечатать его. Этот метод может быть удобен на биологии, так как много заданий включают сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, выполнение которых более эффективными будут на интерактивной доске.

При использовании интерактивной доски структура урока остается неизменной и неважно, используется она или нет. Но, в основном, интерактивная доска может помогать, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики сами формулируют выводы, сортируя полученную информацию.

Однако, нужно сказать и то, что использование интерактивной доски требует серьезной и длительной подготовки, а также навыков работы с компьютером и программным обеспечением, и безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но, на мой взгляд, потраченные усилия обязательно должны привести к положительным результатам. В результате, подача материала с использованием интерактивной доски позволит сделать урок ярче, информативнее и увлекательнее. Использование интерактивной доски позволит ускорить темп урока и работать со всем классом. Наглядность электронной интерактивной доски — это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.

Для того, чтобы пользоваться доской необходимы четыре основных компонента:

– компьютер;

– мультимедийный проектор;

– программное обеспечение для конкретной доски;

– интерактивная доска.

Для уроков биологии к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными, которые получены во время урока, можно продуктивно работать прямо здесь и сейчас. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а использование on-line библиотек позволит найти конкретные материалы.

https://pp.userapi.com/c847124/v847124584/18c70b/iVET0FNvyp4.jpg

Рис. 1. Работа с интерактивной доской

В рамках урока биологии я использую доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия и постепенно, вовлекая учащихся, записывать новый материал прямо на доске.

Для проверки домашнего задания заготовленный материал позволяет:

– провести тест, с использованием иллюстраций или текстовый опрос и проверить его выполнение — самостоятельно или взаимопроверкой;

– выполнить задание на соотнесение понятий;

– установить соответствие между ключевыми моментами нескольких тем ранее изученного материала;

– выполнить учебное исследование;

– проверить решение генетических задач, а также задач на составление рациона питания;

– пользуясь схемами, решить несколько типов задач;

– провести устный диктант на основе изображений и символов;

– использовать для работы тетради с печатной основой.

Биологические процессы сложны для восприятия на слух (пластический, энергетический обмен, кровообращение и т. д.). Поэтому использование интерактивной доски способствует лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических процессов и явлений. Некоторые группы учащихся медленно усваивают абстрактные обобщения, без визуализации не способны формировать представления, не вникают в суть процессов и явлений. Для таких детей использование анимационных моделей из галереи изображений или коллекции интерактивных ресурсов поможет сформировать целостную картину биологического процесса и поможет в понимании его закономерностей.

Видеосюжет может быть предложен для анализа как в группах, так и индивидуально, по определённой схеме, или как основное смысловое ядро для мозгового штурма. Видеосюжет можно поставить на паузу и использовать в качестве конкретизирующих фрагментов для доводов, выдвигаемых учащимися. В дополнении здесь использовать функцию «лупа», которая позволяет заострить внимание на важных деталях.

Усвоение нового материала удобно организовывать и с использованием ресурсов интернета. Дополнительный материал по биологии, как в виде картинок, так и в виде анимации можно взять с портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http//www.schcool-collection.edu.ru). Положительный эффект можно увидеть при повторном использовании одних и тех же слайдов при изучении нового, когда информация к ним дается в полном объеме, содержит подписи, схемы, таблицы, ряды данных, и при закреплении, когда эти же слайды даны без подписей или частично скрыты.

Таким образом, использование интерактивной доски позволяет осуществлять преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку; создавать дидактические материалы вовремя и конспекты для самостоятельной работы учащихся; записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования; динамично и наглядно продемонстрировать сходства и различия свойств и качеств биологических объектов. Использование интерактивной доски создает новые возможности и для учителя, и для ученика: развитие воображение, творческие способности ребенка; легче организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; появляется возможность работать эстетично и интересно.

Для учителя обучение детей биологии с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

– активизация познавательной деятельности учащихся.

– обеспечение положительной мотивации обучения;

– проведение уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

– обеспечение высокой степени дифференциации обучения;

– повышение объем выполняемой работы на уроке в несколько раз;

– усовершенствуется система контроля знаний;

– рациональное использование времени учебного процесса, повышение эффективность урока;

– доступ к различным справочникам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, создание гиперссылок;

– во время урока можно импровизировать и корректировать ранее приготовленные материалы;

– после урока файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями, а затем их можно использовать во время проверки знаний учеников;

Для учеников можно выделить следующие положительные аспекты:

– интерактивные доски помогают сделать уроки интересными и развивают мотивацию;

– появляется больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

– помогают в восприятии и усвоении сложных вопросов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

– помогают учащимся работать у доски с удовольствием, проявлять творчество, с уверенностью в себе.

Но учителю необходимо понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя во время урока не должны работать с ней постоянно или на каждом уроке. Но использование в учебном процессе делает урок увлекательным и динамичным.

Литература:

  1. Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Научно — методический журнал «Биология в школе». 2010. № 9. с. 33.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/02/27/interaktivnaya-doska-i-ee-didakticheskie-vozmozhnosti
  4. https://www.delight2000.com/about/publication/ispolzovanie_interaktivnoy_doski_na_urokakh/
  5. https://pandia.ru/text/79/164/73968.php
  6. http://www.aura.kz/helpinfo/index.php?id=55316
  7. https://multiurok.ru/blog/dlia-chiegho-nuzhna-intieraktivnaia-doska-na-urokakh.html
  8. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/12/04/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokakh-biologii
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, урок, программное обеспечение, время урока, доска, ваш компьютер, ресурс, учащийся, учебный процесс, учитель.

Похожие статьи

Инновационные технологии обучения на уроках литературы

Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Мотивационная среда и передовые педагогические технологии на уроках английского языка

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Похожие статьи

Инновационные технологии обучения на уроках литературы

Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Мотивационная среда и передовые педагогические технологии на уроках английского языка

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка