Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 04.03.2015

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Сексембаева, З. Ж. Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления / З. Ж. Сексембаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7507/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует всестороннему развитию личности ученика, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, способствует развитию творческого мышления, развитию коммуникативных способностей, формированию умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации, развитию навыков исследовательской деятельности и формированию информационной культуры.

Ключевые слова: информационные технологии, слайд-презентация,флипчарт, информационное мышление.

 

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Применение ИКТ на уроках естественно научного направления становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. К тому же уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Развитие личности ученика, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение заложенных в ней знаний и передачу информации способствует развитию творческого мышления, развитию коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, формированию умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации, развитию навыков исследовательской деятельности и формированию информационной культуры, умению обрабатывать информацию.

Внедрение ИКТ в предметную практику существенно окрасило, оживило и усовершенствовало образовательный процесс, позволило разнообразить формы и средства обучения, а также, повысило творческую активность учащихся, качественную успеваемость, повысило мотивацию обучения, активность и инициативность учащихся, что в свою очередь способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля, развивает информационное мышление детей.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. [1] При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

-          Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапах изучения нового материала, закрепления изученного;

-          Создание и использование презентаций и флипчартов на разных этапах уроках;

-          Проведение лабораторных работ с использованием возможностей виртуального микроскопа.

-          Создание учебных проектов.

Простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. На сегодняшний день в нашей школе есть хорошая медиатека учебных пособий по всем предметам естественнонаучного направления. Это электронные учебники по предметам для 7, 8,9,10,11 классов. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц.

К наиболее эффективным формам представления материала, например, по предмету — биология, следует отнести создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. [2] Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в поурочные планы.

Использование презентаций возможно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Я учитель биологии, поэтому с удовольствием составляю и использую на уроках презентации по всем темам курса биологии 5,6,7,8,9 классов. В презентации в зависимости от целей и задач урока, я вставляю не столько статичные рисунки, но и анимацию, фрагменты учебных фильмов, видеороликов, что повышает интерес учащихся к изучению представленной темы.

Рис. 1. 1. Презентация. 5 класс «Форма и размер Земли». 2. Презентация. 6 класс «Строение растительной клетки». 3. Презентация. 6 класс «Повторение и обобщение темы «Строение цветка». 4. Презентация. 7 класс «Многообразие животного мира». 5. Презентация. 8 класс «Органы чувств. Строение и функции глаза»

 

Еще один способ использования ИКТ на своих уроках — это создание и использование флипчартов, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Создание и использование на уроках биологии флипчартов по различным темам, а также продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, дает возможность использовать все интерактивные возможности доски. [3]

В нашей школе, программные обеспечение для интерактивных досок ACTIV board — ACTIV studio, ACTIV primary и ACTIV inspiro помогают повысить усвояемость материала благодаря высокой наглядности образовательного материала, представляемого на интерактивной доске ACTIV board. Кроме того, например, программное обеспечение ACTIV inspiro позволяет импортировать уже подготовленные слайд-презентации, во флипчарты с возможностью редактирования и даже полного изменения данных. Все перечисленные программные обеспечения позволяют учителю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов).

С помощью средств аннотирования и визуализации изображения можно доступно преподнести ученикам материал, предложить обширные функциональные возможности интерактивной доски, которые легко осваиваются идя от простых (инструмент пера, ластика, шторки и пр.) к более специализированным функциям (использование контейнера, записи флипчарта, проведение опросов мнений и пр.). Инструменты создания электронного флипчарта позволяют подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами. Расширенная библиотека ресурсов программного обеспечения ACTIVstudio содержит большое количество материалов и позволяет легко и быстро использовать их в своем материале урока. Объяснение материала с использованием современных технологий притягивает внимание учащихся. [4]

Для обоснования целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, флипчартов, соответствующих методике преподавания, были проведены анкетирования учащихся по вопросам эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения. Всего было опрошено 126 учащихся 6–8 классов. В анкетах учащимся были предложены такие вопросы как: насколько часто в повседневной жизни они прибегают к помощи компьютера, есть ли необходимость на уроках биологии, физики, химии, географии использовать компьютерные технологии или можно и обойтись и без них; какие уроки им более всего нравятся — традиционные, уроки-презентации или уроки с использованием флипчартов; насколько эффективно использование данных технологий на уроке. При анализе анкет учащихся мною были получены следующие результаты:

-          из общего числа респондентов только 18 человек (14 %) используют компьютер редко и только по необходимости, по причине того, что он портит зрение, нарушает психику, и от него быстро устаешь. Оставшиеся 88 учащиеся (это оставшиеся 70 % опрошенных школьников) считают, что компьютер — это источник информации, каждый раз необходимый при приготовлении доклада, реферата.

Рис. 2. Использование компьютера в повседневной жизни

 

-          на вопрос, касающейся использования новых информационных технологий на уроках по предметам естественнонаучного направления, были получены такого рода ответы: 51 % опрошенных считают, что компьютерные технологии нужны в связи с тем, что с ними урок становится интересным и более наглядным; 21 % считают, что их нужно использовать иногда, чтобы не перегружать урок и только 3 % считают, что информационные технологии вообще не нужны на уроке.

Рис. 3. Необходимость использования информационных технологий на уроках

 

-          66 % респондентов считает, что уроки с использованием информационных технологий способствуют лучшему усвоению материала и повышению качества знаний по предмету; 43 % учащихся хотели бы сами участвовать в процессе создания презентаций и флипчартов.

-          и, наконец, на вопрос, какие уроки им больше всего нравятся, 66 % опрошенных указали на уроки-презентации и уроки с использованием флипчартов и всего 18 % — придерживаются традиционных форм обучения. Это позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем выше традиционного урока.

Рис. 4. Отношение к типам уроков

 

Итак, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует:

-          активизации познавательной деятельности, повышению интереса детей к учебе, а, следовательно, повышению качественной успеваемости школьников;

-          достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;

-          более рациональному использованию учебного времени урока;

-          расширению возможностей в выборе средств и методов обучения;

-          развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;

-          повышению мотивацию учащихся и их активности на уроке (занятия становятся более интересными и увлекательными как для преподавателей, так и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов);

-          повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся;

-          развитию информационного мышления учащихся, формирование информационно-коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере.

Использование ИКТ вдохновляет и самих преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ — безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Однако, использование ресурсов ИКТ на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным..

 

Литература:

 

1.                            Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: ИОШ РАО 1994,с.228

2.                            Соломина В. П. Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла: Научно-методический сборник. / СПб: РГПУ СЗФ — ИНИНФО, 1998г

3.                            http://www.goo.kz/files/ articles/art_1054.doc

4.                            e-mail: info@interactiv.kz, www: http://interactiv.kz

Основные термины (генерируются автоматически): ACTIV, урок, ИКТ, интерактивная доска, класс, урок биологии, естественнонаучное направление, естественнонаучный цикл, информационная культура, информационно-компьютерное сопровождение.

Ключевые слова

информационные технологии, слайд-презентация, флипчарт, информационное мышление., информационное мышление

Похожие статьи

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы

Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...

Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Похожие статьи

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы

Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...

Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...