В век высоких информационных технологий современный урок невозможен без использования информационных технологий. В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усвоение учебного материала, мотивировать учащихся проводить самостоятельные действия. Данный процесс является довольно сложным и требует как от преподавателя, так и от школьника владения навыками работы с электронно-вычислительной техникой и программными продуктами.
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Вопрос применения ИКТ в учебном процессе крайне многосторонен и может решаться в нескольких направлениях: во-первых, при организации уроков различного типа, в том числе при выполнении лабораторных и практических работ. При этом в ходе занятий могут использоваться различные формы подачи материала и оценки контроля знаний с помощью компьютера: обучающие программы, ЦОР − электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, электронные издания проверки знаний (тематические самостоятельные и тестовые задания).
Среди выше перечисленных средств обучения большими возможностями совершенствования учебного процесса обладают электронные учебники и мультимедийные учебные пособия, так они позволяют экономить учебное время, широко иллюстрировать программный материал, трудные для понимания моменты, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными и психологическими возможностями учащихся.
В психологическом словаре «познание» связывается с психическими процессами приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие — слишком широкими (например, определение Кеслера: «Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении») [1].
В педагогическом словаре «познание» — это воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности…. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания, как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником) [2].
Далее обратимся к характеристике категории «активность».
Так в философском словаре термин «активность» рассматривается, как понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе. Активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта. [5]
В социологическом словаре «активность» — это совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъекта активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом. Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно-политической, в сфере культуры и быта [4].
В педагогическом словаре «активность» связывается с деятельным отношением человека к миру, способностью человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. [3]
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.
Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке — залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.
Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие познавательной активности учащихся.
Мой опыт обучения детей биологии строится на ИКТ в трёх направлениях это: учебная деятельность, внеклассная работа, подготовка к ГИА
В учебной деятельности я широко применяю презентации, ЦОР, СD.
При использовании электронных средств обучения, запоминаемость материала увеличивается на 25–40 %. Это отразилось на качестве успеваемости. У учащихся возрос интерес к биологии, у них появилась устойчивая мотивация к учебной деятельности.
Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром.
Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т. д.
С помощью ИКТ осуществляю закрепление нового материала. Даю основные тезисы урока, их можно увидеть на экране и прослушать аудиозапись. Учащимся предлагаю прослушать их и записать в тетрадь.
Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий. Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней.
Важным пунктом использования ИКТ технологий считаю подготовку к ГИА. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты представлены в электронном виде и используются в интерактивном режиме. Такая подготовка учащихся способствует выработке навыка работы с тестовыми заданиями и подготовке к ГИА.
Информационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
При использовании форм и методов активного обучения создаются возможности формирования у учащихся познавательной мотивации.
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа-технологий позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Учащиеся научаются планировать предстоящую работу, рационально организовывать ее выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определенном темпе.
Таким образом, использование информационно — коммуникативных технологий на уроках биологии позволяет решать задачи:
1. Создавать и поддерживать у учащихся интерес к биологии с помощью ИКТ (мотивация)
2. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.
3. Использовать ОР и СD для доступного изложения теоретического материала.
4. Привлекать учащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.
5. Использовать ИКТ для подготовки учащихся к ГИА, ЕГЭ.
Литература:
1. Психологический словарь / под ред. П. С. Гуревич. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 340 с
2. Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. — 765 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: 2002. — 547 с.
4. Семечкин, Н. В. Социальная психология на рубеже веков / Н. В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. — 157 с.
5. Философский словарь. — M.: Проспект, 2008. — 496 с.