Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии
Автор: Саляева Алена Ялаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 28.03.2019
Статья просмотрена: 524 раза
Библиографическое описание:
Саляева, А. Я. Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии / А. Я. Саляева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14946/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современное общество характеризуется лавинообразным ростом информации, стремительным изменением темпов жизни. Учебный материал становится перенасыщенным разнообразной информацией. В настоящее время в образовании существует противоречие между большим объемом предлагаемых школьникам знаний и их способностью эти знания усвоить, а самое главное проанализировать и систематизировать материал. Большинство школьников с такой задачей не справляются, и теряют интерес к учебе.
В эпоху информационной насыщенности возникает необходимость визуализации учебной информации и его научное обоснование с позиций технологического подхода к обучению.
Объемы учебной информации, которую должен понять и запомнить учащийся, возрастают. Поэтому проблемы компоновки, структурирования информации с тем, чтобы ученик понял, оперативно использовал и запомнил ее, приобретают немалую значимость. В этой связи существует потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению [1].
По классификации Г. К. Селевко к данным технологиям относиться технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур. Одним из средств знаково-символической деятельности по Г. К. Селевко является моделирование.
Моделирование— знаково-символическое деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счет оперирования знаково-символическими средствами моделирования, в которых представлены структурные, функциональные, генетические связи материала [2].
Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними проблем, к самостоятельному добыванию знаний. Моделирование является необходимым инструментом формирования теоретического мышления школьников [3].
Существуют различные способы классификации моделей, чаще всего используется классификация по способу представления, согласно которой все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели знаково-символические (информационные). Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (муляжи плодов, гербарий растений, модель цветков, мозга животных, органов человека и т. д.).
Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе биологии немало. Это предметное моделирование растительных и животных клеток простейших, создание моделей цветков с простым или двойным околоцветником, обоеполых и раздельнополых; энтомофильных, анемофильных и орнитофильных цветков, простых и сложных соцветий.
Предметная модель может быть выполнена в любой технике, тут есть, где разгуляться фантазии. Учащиеся используют разнообразные материалы: картон, нитки, цветные карандаши (или фломастеры), пластилин. Примерами предметных моделей могут послужить модели молекулы ДНК, РНК, структур белка из бисера и бус, модели капсидов вирусов, бактериофага из бумаги.
В современном мире, где имеется проблема перенасыщенности информации и практической невозможности ее осмысления в полной мере, наиболее актуальным становится создание информационных моделей, при составлении которых, у школьников развиваются логическое мышление, умение выделять главное, анализировать, делать выводы.
Информационные модели представляют объекты, процессы и явления в образной или знаковой форме. В своей практике я использую такие информационные модели как: логико-смысловые модели (ЛСМ), интеллект-карты, графические модели, кластер, прием «Фишбоун» и др.
- Интеллект-карты— это способ структурирования и представления информации в графической, визуальной форме. В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления.
Принципы создания интеллект — карты:
- В центре листа располагается основная тема.
- От нее отходят ветви первого уровня — различные идеи, связанные с основной темой.
- От веток первого уровня отходят связанные с ними ветви второго уровня.
- Добавляются рисунки, символы. При необходимости рисуются стрелки, используются несколько цветов для рисования.
Между ветвями возможно установление связей. Каждая новая идея становится исходной точкой для последующей идеи. Завершенная интеллект-карта напоминает рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков. Теоретики психофизиологии утверждают, что такое визуальное представление информации отражает распространение информации в нашем мозге — из каждого нейрона во все стороны.
Составление интеллект-карт я использую при изучении тем: «Корень», «Лист», «Цветок», «Плод» в 6 классе и при изучении типов Животных в 7 классе. Использование этого метода позволяет: лучше ориентироваться в изучаемом материале, является хорошим помощником при подготовке к итоговой контрольной работе, к олимпиаде, экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации. Работа с интеллект — картами приемлема для индивидуальной работы, работы в парах, группах, коллективно с помощью учителя, при использовании интерактивной доски.
- Более высокий уровень организации учебного материала обусловливает использование метод «Фишбоун». «Фишбоун» («рыбий скелет») — это упрощенное название метода японского ученого Каору Исикавы. Интерактивная стратегия «Фишбоун» — это графическая техника представления информации, включающая постановку проблемы, выяснение ее причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода. Схема «Рыбий скелет» состоит из четырех элементов:
– голова, в которой обозначается проблема или вопрос;
– верхние косточки — причины или основные понятия явления, проблемы;
– нижние косточки — факты или аргументы, подтверждающие наличие тех или иных причин;
– хвост, содержащий выводы или обобщения по вопросам.
При изучении в 8 классе стратегию «Фишбоун» я использую при изучении следующих тем: «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний», «Причины сердечно-сосудистых заболеваний», «Гигиена органов дыхания», «Проявления авитаминозов», «Нарушения опорно-двигательной системы», «Почему мы видим?», «Почему мы слышим?» и др.
Освоение стратегии «Фишбоун» на уроках биологии позволяет учащимся: развивать критическое мышление, находить причинно-следственные связи.
- Кластер — это графическая форма организации учебного материала, которая позволяет развивать умения установления причинно-следственных связей, классифицировать и систематизировать. Кластер оформляется в виде грозди, пучка, созвездия. В центре располагается основное понятие (мысль, тема, проблема), по сторонам от него обозначаются смысловые единицы, которые раскрывают суть этого понятия или являются структурными звеньями. Кластеры я начинаю использовать с 8 класса, моими учениками составлены кластеры: «Состав крови», «Скелет человека», «Виды иммунитета», «Дыхательная система человека», «Пищеварительная система», «Обмен веществ», «Строение кожи», «Нервная система» и «Органы чувств».
Составление кластеров активизирует мыслительную деятельность учащихся; развивает способность к поиску, анализу, систематизации и творческой переработке информации. Обучающиеся учатся ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
- При подготовке к экзаменам я очень много внимания уделяю повторению. Для того, чтобы воспроизвести материал повторяемой темы достаточно быстро и преподнести детям максимум информации, использую в своей работе логико-смысловые модели (ЛСМ).
Логико-смысловая модель (ЛСМ)— конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа — модели — предназначена для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала и учебной деятельности [4, с. 22].
С технологией В. Э. Штейнберга я познакомилась в 2016 году. Использование дидактических многомерных инструментов позволяет мне свернуть и развернуть большой объем информации в рамках изучаемой темы, более детально рассмотреть каждый узел ЛСМ в отдельности. В результате использования ЛСМ при организации изучения нового материала, у ученика формируется представление об учебном процессе как логической структуре. А при организации повторения — у обучающихся имеется замечательный инструментарий в виде набора ЛСМ по темам, где четко видны и прослеживаются все понятия, необходимые при выполнении заданий по тому или иному разделу биологии.
Алгоритм моделирования ЛСМ:
- В центр будущей системы координат помещается объект конструирования: тема, проблемная ситуация, задача.
- Определяется набор координат по проектированной теме.
- Определяется расстановка координат путем их ранжирования.
- Определяется набор опорных узлов — «смысловых точек».
- Проверяется структура модели на необходимость перерасположения координат и узлов, на наличие избыточных или недостающих узлов
Таким образом, формируется системное представление знаний в виде многомерного смыслового пространства.Ясчитаю, чтоосновным результатом моей деятельности по применению моделирования на уроках биологии является видение ее эффективности и ее системное использование в работе. Разработка таблиц, кластеров, конструирование ЛСМ, интеллект — карт облегчает мне подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяет управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, делает оперативной обратную связь.
Литература:
- Материалы дистанционных курсов повышения квалификации КОИРО «Информационная культура педагога» Модуль 2. Методы графического уплотнения информации ©, 2008
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования. УВП/ Г. К. Селевко — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А. В. Миронов. — Волгоград: Учитель, 2014. — 174 с.
- Штейнберг, В. Э. Дидактически многомерные инструменты: теория, методика, практика/ В. Э. Штейнберг.- М.: Народное образование, 2002.-304с.