Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 09.03.2017

Статья просмотрена: 1411 раз

Библиографическое описание:

Сорока, О. А. Моделируя, познаем мир / О. А. Сорока. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 448-451. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40306/ (дата обращения: 16.12.2024).



Воспитание всесторонне развитой, духовно богатой личности, умеющей широко мыслить, чутко откликающейся на огромные изменения, происходящие сегодня в нашей жизни, — задача важная и ответственная. Учителю принадлежит значительная роль.

Неограниченные возможности заложены в познании окружающего мира.

Знакомство с учебным предметом окружающим миром на уроках в начальной школе предполагает в основном циклы бесед, лекций и перечитывание текстов учебников. Что не всегда способствует повышению интереса и мотивации по изучению окружающего мира в целом. Беседа только тогда превратится в важное средство познания окружающего мира, когда будет наполнена содержательным и практическим материалом, представляющим интерес для ребят.

На первый план сейчас выходят такие эффективные способы познания окружающего мира, как наблюдение, экспериментирование с последующей фиксацией знаний в виде практических измерений, составлением графиков, диаграмм, карт, схем, таблиц, макетов, моделей. Это проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева, А. А. Плешаков, З. А. Клепинина и другие.

Перед учащимися ставится задача открытия и освоения наиболее распространенных способов представления данных в их простейшем виде. Работа по поиску способов действий всегда сопровождается моделированием, т. е. фиксацией открытого способа действий в некоторой схеме (модели). Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. [2]

Схема способа действий позволяет детям строить свою работу при столкновении с новым материалом, выделять единое общее отношение в разных условиях, служит планом действий. Поэтому учитель должен строить работу детей так, чтобы схема cпoсоба действий становилась действительным психологическим орудием детей, помогала им на всех этапах их работы с предметом.

Академик Р. С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Абстрагироваться от этих признаков представляет возможность моделирование». [1, с. 68]

Важно научить ставить цель моделирования и в процессе совместного исследования находить пути её достижения. Начиная с первого класса следует постепенно приучать детей самостоятельно планировать предстоящую работу, организовывать и контролировать свои действия. Наводящие вопросы, которые бывает необходимо задать учащимся в процессе работы, должны побуждать детей к самостоятельным техническим, логическим, творческим размышлениям, поискам наиболее правильного рационального решения, способствовать выполнению задания с наибольшей самостоятельностью и выходом на собственно научные понятия

Это обстоятельство дает возможность не вести детей в течение года от задачи к задаче по строго определенной логике, но двигаться в содержании в последовательности, обусловленной детскими выборами. Такое движение соответствует зарождающейся в этом возрасте учебной самостоятельности детей. Работа со схемами должна проводиться на каждом уроке по мере их появления, но недолго по времени. У учащихся появляется сосредоточенный взгляд, необходимость найти слова, чтобы описать происходящее. Ученики, решающие задачу через схематизацию, могут разглядеть и зафиксировать в объекте то, что очерчено моделью или, наоборот, противоречит ей.

Учитель может предложить детям первого класса следующее задание: рассказать, что показывает схема или определенный знак и составить схему нужного способа из нарисованных на карточках символов. (Рис.1)

Например.Прочитай текст, где описывается процесс круговорота воды в природе. Покажи стрелками на рисунке, как это происходит. Вода под действием лучей солнца испаряется с поверхности озера и поднимается в виде пара в атмосферу. В воздухе пар охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды, из которых образуются облака. Затем, из облаков в виде дождя, вода выпадает на поверхность земли. И опять всё начинается сначала... [4].

Рис. 1.

Учитель может предложить детям второго класса следующее задание: выполнить действия в порядке, показанном на схеме. (Рис.2)

Например. А вот данные о составе российского мусора по сравнению с американским: стекла, пластмассы и металла

в российском мусоре в несколько раз меньше, зато дерева — в два раза больше, пищевых отходов — в 3 раза больше. [4].

Рис. 2.

Учитель может предложить следующее задание детям 3 класса: дополнить или изменить схему в соответствии с задачей. (Рис.3)

Например. В 1997 году в парке установили новые мощные светильники. Рассмотри план парка в разные годы. Представь данные наблюдения за деревьями в виде таблицы или графика. Выскажи свои предположения о причинах гибели деревьев в парке. [4].

Рис. 3.

Учитель может предложить следующее задание детям 4 класса: высказать предположения о том, что мы сможем наблюдать. (Рис.4)

Например. Раньше люди думали, что летучие мыши ориентируются в полной темноте потому, что у них очень острое зрение. Но появились те, которые утверждали, что им помогает летать в темноте тонкий нюх (обоняние). Как доказать, что верно? Предложи опыт для доказательства любой из гипотез. [4].

Рис. 4.

Использование метода моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию. [3, с. 4]

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что никакая модель не может заменить само явление, но при решении задачи, когда нас интересуют определенное свойство изучаемого процесса или явления, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования, познания окружающего мира.

Литература:

  1. Гайсина, Р. С. Моделируя — познаем мир: воспитание и обучение/ Р. С. Гайсина// Начальная школа. — 2006. — № 9. — с. 67–71.
  2. Методика преподавания природоведения: учебник для студентов пед. ин-тов/ В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  3. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Интор, 1996. — 51 с.
  4. https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-modelirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-uud-na-urokah-okruzhayuschego-mira-469949.html
  5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563234
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, задача, моделирование, модель, работа, ребенок, российский мусор, схема, схема способа действий, учащийся.


Задать вопрос