Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии
Автор: Панина Ирина Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 5378 раз
Библиографическое описание:
Панина, И. В. Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии / И. В. Панина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6235/ (дата обращения: 16.12.2024).
Введение
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.
Мотив — это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Теперь рассмотрим частный случай мотивации — учебная мотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность.
Во-вторых, — организацией образовательного процесса.
В-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.).
В-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу.
В-пятых, спецификой учебного предмета.
Причины спада мотивации к учебной деятельности
- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- У девочек 7–8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
Развитие мотивов
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.
2. Через саму деятельность школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Технологии, способствующие мотивации обучения
Интегрированные уроки
Межпредметная интеграция урока биологии с другими предметами школьного курса:
с физической культурой по теме «Влияние занятий спортом на здоровье человека» 8 класс, «Анаболические стероиды и их разрушающее воздействие» 8 и 10класс;
с географией: «Геологическое летоисчисление» 8 и 9 классах, «Многообразие растений» 6 и 7классы, «Многообразие животных»; «Заповедники»
с физикой: «Зрительный анализатор. Линза и глаз» 8 класс, «Экология жилища», «Строение рыб в связи со средой обитания» 7 класс
с химией: «Неорганические вещества клетки», «Белки. Свойства белков» 9 и 10 класс
с ОБЖ: «Профилактика заболеваний органов пищеварения», «Травмы. Оказание первой медицинской помощи», «Безопасные походы»
Игровая технология позволяет сделать интересной и увлекательной учебу детей, она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, способствует использованию знаний в новой ситуации.
На своих уроках использую следующие формы:
- взаимный опрос;
- рецензия;
- эвристическая беседа;
- составление ребусов;
- тематические кроссворды,
- синквейны.
В 6 и 7 классах много уроков провожу, используя игровые технологии. Например, на уроках биологии в 6 классе при изучении темы «Строение клетки» мы составляли мини-сочинения «Вот она какая — клетка», в этих творческих работах ребята представляют клетку в виде знакомых бытовых объектов то коробкой с игрушками, то банкой с любимым компотом) и изучение строения, возникающие ассоциации становятся более близкими и понятными. На уроках в 7 классах наиболее интересными были сочинения на темы:«Из жизни Бактерий», «Многообразие водорослей». Такие работы учат детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения, открывают неожиданные возможности.
Во всех классах привлекаю учащихся к творческому участию в изучении материала — например изготовление наглядных работ«Живые объекты моими глазами», и тогда рождаются лишайники и водоросли, выполненные из пресованной бумаги,пластической массы, разноцветных ниток и кусочков ткани...
Часто на уроках в среднем звене,как задание по пройденному материалу, использую составление синквейнов. Синквейн — это один из приемов активизации познавательной активности. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Синквейн — это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка — заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка — два прилагательных
3 строка — три глагола.
4 строка — фраза, несущая определенный смысл.
5 строка — резюме, вывод, одно слово, существительное
Примеры работы учащихся:
Губка |
Гидра |
Бабочка |
Морская, глубоководная Очищает, фильтрует, моет Губки -водные животные |
Пресноводная, многощупальцевая Прикрепляется, отпочковывается, парализует Кишечнполостные животные |
Оранжевая, голубая. Вырастает, улетает, погибает. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы |
Многоклеточные |
Полип |
Насекомое |
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:
- составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
Умения и навыки, полученные в результате использования данных технологий и методов, являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной образовательной области.
Литература:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — [3–5].
2. Марина А. В., Соломин В. П. Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. — СПб.: СПбГУ, 2000. — [132].