Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 03.06.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Потапова, М. М. Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы / М. М. Потапова, М. М. Денисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9245/ (дата обращения: 17.08.2024).



Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, является создание условий для формирования положительной мотивации к обучению.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей, сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции и социализации в обществе.

Ключевые слова: учебная мотивация, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии.

Educational motivation is a necessary condition that contributes to successful learning and assimilation of program material. Therefore, one of the main tasks that must be solved in a special correctional school in working with children with developmental disabilities is to create conditions for the formation of positive motivation for learning.

Students with disabilities, due to their characteristics, are more difficult to master the knowledge, skills and abilities necessary for successful integration and socialization in society.

Keywords: educational motivation, students with disabilities, pedagogical technologies.

Каждый педагог хочет, чтобы его ученики и воспитанники хорошо учились и с желанием занимались. В этом заинтересованы и родители детей. Но зачастую и учителям, и родителям приходится сталкиваться с нежеланием ребёнка учиться. В этих случаях мы имеем дело с тем, что у ребенка не сформировались потребности в знаниях, отсутствует мотивация к познавательной деятельности. Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся.

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, является создание условий для формирования положительной мотивации к обучению.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей, сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции и социализации в обществе. Поэтому образовательная система коррекционной школы ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса, создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности.

Учебная мотивация у школьников коррекционных школ имеет слабость побуждений. Они выбирают простые, не требующие волевых усилий пути решения учебных задач. Незрелость мотивационной сферы обнаруживается и в том, что мотивы усваиваются учащимися формально, не становясь для них собственными мотивами и стремлениями. Вследствие чего знания, усвоенные в процессе обучения, являются непрочными. Одной из важных направлений коррекционно-развивающей работы предполагает формирование у обучающихся и воспитанников стойкого интереса к содержанию учебного материала. Заинтересованность учебным процессом позволяет создать такие условия, в которых учащиеся получают удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Положительная мотивация в процессе учебной деятельности оказывает самое большое влияние на продуктивность образовательного процесса, способствует формированию основных базовых учебных действий у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

  1. Условия успешной работы по развитию учебной мотивации у детей в условиях коррекционной школы

Положительное отношение к учению у учащихся с ОВЗ может побуждаться следующими группами мотивов:

— интерес к школьной обстановке,

— личность учителя,

— различные виды оценки,

— подготовка к будущей работе,

— интерес к изучаемому материалу или получению знаний,

— интерес к процессу учебного труда,

— привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др.

Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны — повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё более лучшему отношению к школе.

Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Чтобы заинтересовать ребенка, используем в работе следующие методы и приёмы:

— дидактические игры;

— наглядный материал;

— творческие работы по разным темам;

— участие в конкурсах, олимпиадах;

— проектная деятельность учащихся совместно с педагогами и родителями;

— внеклассные мероприятия;

— индивидуальный подход (учет не только способностей, но и интересов);

— дифференцированный подход;

— использование современных педагогических технологий;

— нетрадиционные формы уроков и занятий.

Как же непосредственно необходимо работать на уроках с детьми?

— — Нужно использовать любую возможность, чтобы на уроке каждый ученик получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением.

— Использовать игровые ситуации на уроке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание детей на уроке, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное — ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

— Очень эффективным в повышении школьной мотивации бывает использование ИКТ.

— Использование разнообразных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение.

Очень важно похвалить ребенка с утра, и как можно раньше. Это аванс на весь долгий и трудный день. Например: Ты это сможешь! Ты это почти можешь! Ты сильнее, смелее, умнее, ты лучше, чем кажешься! Для формирования активности школьника можно использовать словесное внушение. Учитель должен так организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира. На каждом уроке педагоги должны использовать проблемное обучение, развивающие методы. Широко использовать интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

  1. Современные педагогические технологии и практические упражнения, используемые для повышения учебной мотивации
  1. Педагогические технологии

Применение педагогической технологии, содержание которой составляют: коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, отражающие социально-бытовой опыт ребенка, использование различных форм совместной деятельности (бригады, мини-группы, пары) способствует формированию и развитию мотивации учения у детей с ОВЗ. Для решения проблемы учебной мотивации педагогами могут быть использованы следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технология личностно ориентированного развивающего обучения, технология использования в обучении игровых методов, дифференцированный подход к обучению.

  1. Практические упражнения (3–5 упражнений)

В начале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я использую подобранный занимательный материал, соответствующий тематике урока: загадки, пословицы, стихи, притчи, игры.

Предлагаемые нами упражнения направлены на коррекцию развития ВПФ. Их можно использовать на уроках, занятиях и во внеурочной деятельности, а также рекомендовать родителям учащихся для использования в общении с ребёнком дома. Эффективность данных упражнений проверена на практике в формировании положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

«Игры с мячом»

Цель : развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.

Материал : мячи малого размера.

Методика проведения : Педагог произносит слово и кидает мяч, а ребёнок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого. Например: взрослый говорит «Небо», а ребёнок отвечает: «Облако» — и кидает мяч следующему ребёнку.

Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то левой, то правой. Сначала педагог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок — правая рука, 2 хлопка — левая рука.

Игра «Запоминалочка»

Цель: развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти.

Инструкция: Один из учеников придумывает слово, затем каждый добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог повторить всю фразу.

Игра «Повтори»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ход игры: Попросите детей совершить одновременно одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать. Затем попробовать совершать разные движения — указательным пальцем правой руки писать на столе букву В, а указательным пальцем левой руки букву С. Предложите детям выполнять задание, чередуя правую и левую руки.

Заключение

Исходя из многолетнего опыта работы в коррекционной школе, можем с уверенностью сказать, что использование соответствующих путей педагогического воздействия, таких как: современные образовательные технологии, различные приёмы, коррекционно-развивающие упражнения на уроках, занятиях, способствует активизации познавательной деятельности детей, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Благодаря использованию различных методов мотивации, учебные задачи становятся для детей более доступными, продуктивность учебной деятельности заметно повышается. Главным итогом использования различных методов мотивации учащихся становится успешное освоение образовательной программы и подготовка к обучению на следующем уровне образования.

Литература:

  1. Завьялова, Е. Н. Воспитание и обучение умственно-отсталых детей / Е. Н. Завьялова. — М., 1934. — 369 с.
  2. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М.: Просвещение, 1984. — 98 с.
  3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология” 3-е изд., перераб. и доп.-М., 1986
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989
  5. Шпек, О. И. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / О. И. Шпек. — М., 2003. — 432 с.
  6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  7. Щукина Г. И., Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. — 144 с.
  8. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1969. — 134 с.
Задать вопрос