Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негативных эмоциональных реакций на новую ситуацию, трудности взаимодействия со взрослыми и детьми, поведенческие нарушения . Отмечается значимость целенаправленного психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ в детском саду.
Ключевые слова: адаптация, адаптация в дошкольном образовательном учреждении, адаптация дошкольников, психологическая адаптация, дошкольники с ОВЗ, инклюзивное образование.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одним из направлений работы образовательных учреждений является создание условий, направленных на самореализацию каждого человека, поддерживая развитие его способностей [14]. Реализация подобных условий возможна в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Однако, оказавшись впервые в ДОУ, дошкольник сталкивается с непростыми для его возраста задачами: проявление самостоятельности, адаптация к новой обстановке, новой социальной роли, новым взрослым и сверстникам, необходимость применения навыков самообслуживания и так далее. Решение этих задач, включенных в более широкий аспект адаптации к дошкольному образовательному учреждению, является весьма затруднительным для детей с нормальным психофизическим развитием, в то время как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) данный процесс осложнен наличием того или иного нарушения и вторичными отклонениями, снижающими их адаптационный потенциал.
На сегодняшний день понятие, структура и факторы адаптации продолжают оставаться предметом изучения для многих ученых. Рассмотрев некоторые концепции, за основу нашего исследования по вопросу определения понятия адаптация и ее структурных элементов были выбраны труды таких авторов: Ж. Пиаже [7], В. Н. Павленко [5], С. А. Ларионова [4], Г. А. Балл [1] и других.
Ж. Пиаже рассматривает адаптацию с точки зрения процесса приспособления организма к среде и достижения гармоничного равновесия с ней [7]. В. Н. Павленко считает, что адаптация — это активное взаимодействие со средой, в процессе которого человеческая психика изменяет свои свойства, характеристики, подчеркивая, что подобные изменения могут касаться самоидентификации, ролевого поведения, ценностных ориентаций личности [5]. Адаптацию, как процесс взаимодействия личности и среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей группы и личности — представляет в своих трудах С. А. Ларионова [4]. Г. А. Балл считает, что социальная адаптация есть ничто иное, как способность человека подстраивать свое поведение под изменяющиеся условия [1].
Проанализировав труды перечисленных выше авторов в отношении определения понятия адаптация, нами были выделены следующие особенности, которые легли в основу нашего исследования: большинство авторов сходятся во мнении, что адаптация представляет собой процесс целенаправленного приспособления живых систем к разному роду условиям: внешним, внутренним; а также активное освоение природной и социальной среды; процесс адаптации предполагает взаимодействие человека как с социальной средой, так и с природой и иными условиями существования.
В научной литературе в качестве результата адаптационного процесса употребляют понятие адаптированности, который представляет собой уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. Такие факторы, как прошлый опыт, конституциональные, психофизиологические особенности, влияют на психологические механизмы адаптации человека.
Пределы адаптации каждого человека зависят от степени его тренированности, возраста, состояния здоровья, наследственности. А. С. Русаков в своих трудах выделяет социально-психологическую и физиологическую составляющие адаптации [10].
Адаптация, являясь инструментом на пути к приспособлению человека к условиям социальной среды, предполагает: способность к обучению, организации отдыха; способность к самоорганизации, самообслуживанию, взаимообслуживанию в коллективе; адекватное восприятие самого себя, а также окружающей действительности, адекватную систему отношений и общения с окружающими; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями [12].
В трудах М. В. Григорьевой, Р. М. Шамионова, Е. С. Грининой, А. В. Созонник, С. В. Красновой, П. А. Протасова, Силютиной Н. Г. используется понятие академической адаптации, которое, которое наиболее глубоко раскрывает сущность самого процесса адаптации, его многофакторности и системности, предполагающей взаимодействие внешней метасреды, личностной и социальной сфер адаптации [2; 15]. В рамках академической адаптации дошкольников рассматривается его познавательная активность, что является важным компонентом в процессе развития ребенка.
Е. В. Кузнецова [3] приводит результаты исследования социально-психологической адаптации детей к ДОО. Из 15 дошкольников у 40 % выявлен низкий уровень психологической комфортности, что проявляется в переживании воспитанниками стресса, тревоги; 47 % дошкольников из данной выборки проявили признаки негативного психического состояния (раздражительность, слезливость, частые приступы гнева, сопротивление правилам и нормам).
Ю. Д. Радаева [9] отмечает, что у большинства дошкольников выявлен средний уровень адаптации к ДОО. К основным проблемам при этом относятся трудности взаимодействия между детьми, нестабильность эмоционального состояния, замкнутость детей, их переживания по поводу расставания с родителями.
Адаптация к дошкольному образовательному учреждению детей с различными вариантами нарушенного развития может происходить своеобразно. В исследовании А. Э. Симановского, Д. А. Гороховой [11] представлены результаты исследования взаимосвязи социальной адаптации с эмоциональным интеллектом у дошкольников с задержками психического развития (ЗПР). Авторами обнаружены тесные связи между уровнем адаптированности детей и показателем способности распознавать эмоции. Выявлены также взаимосвязи между уровнем адаптированности и общим показателем эмоционального интеллекта; между адаптированность и способностью к управлению эмоциями, адаптированностью и наличием социальных навыков у ребенка. Согласно таким данным, становится понятно, что существует определенное влияние социального интеллекта на способность к социальной адаптации у детей с ЗПР [11].
В статье А. В. Уваровой, И. А. Коневой, О. И. Борисовой [13] отмечается, что для детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) характерны следующие особенности адаптации к ДОО: проявления негативных эмоционально-поведенческих реакций, таких, как агрессия, самоагрессия; трудности установления социально-коммуникативных связей со взрослыми и сверстниками; низкая сформированность навыков самообслуживания и игровых навыков [13].
Исходя из анализа данных имеющихся исследований, можно сделать вывод о том, что адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению, по сравнению с детьми с нормальным психофизическим развитием, специфична, протекает более сложно и длительно. Дети с ОВЗ испытывают трудности, связанные с пониманием обращенной речи, предъявляемых к ним требований, параллельно сталкиваясь с проблемами, связанными с непониманием их окружающих [11], не умением обслужить себя без помощи взрослого [13], демонстрируют проявления агрессии, истерик и так далее. Конечно же причины нарушенной адаптации среди детей с ОВЗ зависят от характера нарушения, социальных условий, специфики организации деятельности ДОО. В связи с этим возникает необходимость эмпирического изучения особенностей адаптации детей с ОВЗ в ДОУ.
Цель эмпирического исследования — изучение особенностей психологической адаптации детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. В данном исследовании мы предположили, что для детей с ОВЗ характерны риски дезадаптации в дошкольном образовательном учреждении, затрагивающие в основном функционирование эмоциональной-волевой, поведенческой сфер.
Исследование проводилось на базе МДОУ ««Детский сад комбинированного вида 99» Изумрудный город» г. Саратова. В исследуемую группу вошли 10 детей с нормальным психофизическим развитием и 10 детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 4лет.Важно отметить, что все дети относятся к одинаковой возрастной группе.
В экспериментальную группу вошли дети, у 5 из которых диагностирована задержка психического развития (ЗПР), у 3 — тяжелые нарушения речи (ТНР) и 2 — умственная отсталость (УО). Такие дети воспитываются в группе с детьми с нормальным психофизическим развитием, по адаптированной образовательной программе, согласно рекомендациям и заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Психологом учреждения проводится с детьми с ОВЗ дополнительные психологические занятия, направленные на более мягкую адаптацию к дошкольному учреждению.
Эмпирическое исследование осуществлялось с применением следующих методик.
- Методика для определения степени адаптации ребенка в ДОУ К. Л. Печора [6].
- Методика изучения адаптационных возможностей ребенка к ДОУ Е. И. Морозовой [8].
В методике для определения степени адаптации ребенка в ДОУ К. Л. Печора выделены следующие критерии адаптации: эмоциональное состояние ребенка, коммуникативные контакты, сон, аппетит.
Методика изучения адаптационных возможностей ребенка к ДОУ Е. И. Морозовой акцентирует внимание на таких критериях адаптации, как эмоциональный фон, активность, направленность поведения.
Представим результаты диагностики адаптации детей в ДОО с применением методики для определения степени адаптации ребенка в ДОУ К. Л. Печора. Среди детей, имеющих ОВЗ преобладает усложненная степень (формулировка из методики) адаптации 6 (60 %), в то время как в группе воспитанников с нормальным развитием с таким показателем было выделено всего 2 (20 %) воспитанников. Процесс адаптации в легкой форме не прошел ни для одного ребенка, имеющего ОВЗ, а вот среди детей с нормальным психофизическим развитием наблюдается 3 (30 %) воспитанников, которые легко адаптировались в ДОУ. В группе детей с ОВЗ показатели средней степени адаптации отмечаются у 2 (20 %) дошкольников, в группе детей с нормальным развитием — 5 (50 %) детей. А вот показатели дезадаптации среди детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдаются у 2 (20 %) воспитанников, в то время как среди детей с нормальным психофизическим развитием дезадаптация не обнаружена. Трудности адаптации у детей с ОВЗ проявляются в следующем: со стороны эмоциональных реакций у детей с ОВЗ наблюдаются снижение эмоциональной отзывчивости, замкнутость, плаксивость, подавленное настроение. Социальные контакты таких детей проявляются в виде таких реакций как безразличие к играм, отстраненность, отсутствие контактов с другими детьми, прерывание игры, недружелюбность, проявления агрессии. Сон рассматриваемой группы дошкольников характеризуется следующими особенностями: тревожен во сне, либо совсем не спит, засыпает с хныканьем либо плачем. Со стороны аппетита можно отметить наиболее частые проявления: отвергает некоторые блюда, капризничает, ест долго, неохотно, отвращение к еде, кормление для ребенка является мучительным.
Результаты диагностики адаптации детей в ДОО с применением методики изучения адаптационных возможностей ребенка к ДОУ Е. И. Морозовой оказались следующими. Дезадаптивный вариант поведения был выявлен у 7 (70 %) воспитанников у детей с ОВЗ и не был обнаружен среди детей нормальным развитием. Такой вариант поведения проявляется в следующем: ребенок тихо плачет, хнычет, не проявляет активность, пассивно подчиняется, эмоционально подавлен. В группе детей с ОВЗ наблюдается активный протест у 3 (30 %) дошкольников, и у 2 (20 %) воспитанников в группе воспитанников с нормальным развитием и характеризуется плачем, агрессивными действиями. Подобные проявления могут быть вариантом нормы в период процесса адаптации, когда они не затягиваются и не имеют негативных последствий как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Адаптивный вариант поведения не был выявлен ни у одного ребенка экспериментальной группы, а в контрольной группе встречается у большей части дошкольников — 8 (80 %).
Рассмотрим более подробно особенности психологической адаптации у детей с ОВЗ по каждой ситуации по проанализированной выше методике. В процессе исследования создавались экспериментальные ситуации. В ситуации первой психолог проявляет попытки взаимодействовать с ребенком внутри группы в роли незнакомого взрослого, предлагая поиграть. Здесь мы наблюдали следующие поведенческие и эмоциональные реакции у детей с ОВЗ: пассивное следование за взрослым, непонимание требований и правил игры, сниженный интерес к совместной со взрослым игре, у некоторых — плачь, истерика.
Во второй ситуации ребенка отводили в другую комнату, где ему предлагалось задание: повести зайчиков погулять в лес. Было выявлено, что дошкольники с ОВЗ не проявляли любопытства, в малой степени стремились к изучению нового пространства, некоторые плакали и убегали обратно в группу, другие были равнодушны к происходящему. Воспитанники не принимали инструкцию психолога, играли по своим правилам, без ориентации на взрослого.
Третья ситуация предполагала выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым. Дети с ОВЗ практически не выражали никаких реакций на похвалу или же замечания, исходящие со стороны взрослого. Если у них что-то не получалось, они могли отбросить игрушку со злостью, либо заплакать.
Таким образом, у детей с ОВЗ отмечаются специфические проявления, которые, в свою очередь, становятся препятствием на пути к успешной адаптации к ДОУ. Детям с ОВЗ присущи следующие особенности адаптации к ДОУ: они негативно реагируют на попытку вывести их из привычного им помещения, а также на нового взрослого; в незнакомом помещении дети ничем не интересуются, у них в значительной мере отсутствуют ориентировочные реакции; на предлагаемые взрослым игры реагируют негативно, самостоятельную игру не организуют; в процессе взаимодействия отмечаются невротические проявления: навязчивые движения, действия. Адаптация у дошкольников, имеющих ОВЗ характеризуется свойственными для них рисками дезадаптации в ДОУ, затрагивающие функционирование эмоционально-волевой и поведенческих сфер. С помощью целенаправленного психологического сопровождения процесса адаптации к ДОУ у детей с ОВЗ становится возможным снижение риска возникновения негативных проявлений, возникновения вторичных дефектов.
Литература:
- Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 92–100.
- Григорьева, М.В., Шамионов, Р.М., Гринина, Е.С., Созонник, А.В., Краснова, С. В. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponentnaya-struktura-akademicheskoy-adaptatsii-v-mladshem-shkolnom-vozraste/viewer (дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Кузнецова, Е. В. Арт-терапия как средство социально-психологической адаптации дошкольников [Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_59552899_12121407.pdf(дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография / С. А. Ларионова. — Белгород, 2002. — 200 с.
- Павленко, В. Н. Аккультурные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / под ред. Г. У. Солдатовой. –М., 2001. — С. 25–39.
- Пантюхина, Г.В., Печора, К.Л., Фрухт, Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://karagai-edu.ru/upload/versions/24502/37724/Metodika_diagnostiki_NPR_polnyj_variant.pdf (дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М., 1994.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель — Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
- Радаева, Ю. Д. Экспериментальное исследование влияния театрализованной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50163152_51950967.pdf (дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Русаков, А. С. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО / А. С. Русаков, М. М. Эпштейн. — Москва: ТЦ Сфера; Санкт-Петербург: Образовательные проекты, cop. 2016. — 125 с.
- Симановский, А.Э., Горохова, Д. А. Связь между социальной адаптацией и эмоциональным интеллектом у детей-дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67903930_95058572.pdf (дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии [Электронный ресурс]: (на 19 мая 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-adaptatsii-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 19.05.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Уварова, А.В., Конева И. А., Борисова О. И. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников с расстройствами аутистического спектра к образовательной среде [Электронный ресурс]: (на 19 мая 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48438913_76005532.pdf (дата обращения: 19.05.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Новосибирск: Норматика, 2013. — С. 10.
- Шамионов, Р.М., Григорьева М. В., Созонник, А.В., Гринина, Е.С., Протасов, П.А., Силютина, Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: (на 19 мая 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44130104_33190438.pdf (дата обращения: 19.05.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.