Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении / Н. И. Галустян, Н. Н. Зайцева, Ю. С. Кадукова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77548/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы создания специальных психолого–педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Одним из показателей успешности данной модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является портфолио успешности, что становится необходимым фактором развития поставленных посильных целей.

Ключевые слова: ребенок, педагог, дополнительное образование, индивидуальный образовательный маршрут, ограниченная возможность здоровья, детский сад.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273– ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Одним из основных принципов ФГОС ДО индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в том числе детей о ОВЗ.

В нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности. Включение этих детей в образовательный процесс ДОУ обусловливает необходимость создания для них определенных условий для всестороннего развития, обучения и социализации в среде нормально развивающихся и здоровых сверстников.Чем раньше будет вовлечен такой ребенок в образовательную среду, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к особым детям, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, которое обеспечивает равные права и возможности полноценного развития каждого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ является индивидуальное сопровождение ребенка и создание условий для нормального развития и успешного обучения.

Для организации коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, в МДОУ д/с № 98 функционирует психолого–медико–педагогический консилиум. Система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы, как ПМПк, позволяет выявить знания, умения и навыки ребенка согласно возрастному этапу, установление основных проблем в обучении и поведении. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. Результатом работы ПМПк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку, ориентируясь на полученные результаты диагностики. Участники консилиума оговаривают, какого рода помощь требуется ребенку, какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола, при необходимости отправить ребенка на комиссию пишется коллегиальное заключение.Коллегиальное заключение ПМПк содержит общую характеристику структуры психофизического развития воспитанника (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации всех специалистов. Заключение ПМПК доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы, как ПМПк, позволяет выявить отклонения в развитии на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве ДОУ, создаваемом для ребенка ОВЗ и его семьи при осуществлении психолого–педагогического сопровождения специалистамиразличного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития ребенка. Реализация индивидуального образовательного маршрута в ДОУ осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, т. к. в семье должны придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в детском саду. При проектировании индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) развития ребенка, педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности ребенка ОВЗ. В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования) в ходе воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

По рекомендации ТПМПк консилиум ДОУ разрабатывает адаптированную образовательную программу. Специалисты, входящие в состав ПМПк ДОУ, обеспечивают специальную организацию обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях психолого-педагогического сопровождения. Такая программа разрабатывается в ДОО с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Большая роль отводится педагогу-психологу ДОУ, главная задача «включить» детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников, создать необходимые условия для формирования личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе. Педагог-психолог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут сопровождения социально–личностного развития ребенка ОВЗ. Совместно с педагогами и специалистами ДОУ прослеживает процесс социализации во всех видах деятельности: игровой, познавательной, продуктивной, двигательной, музыкальной, трудовой, где происходит реализация способностей ребенка в общении, где развиваются коммуникативные навыки и способности к взаимодействию.

Значимым фактором является систематическое психолого-педагогическое сопровождение родителей ребенка с ОВЗ. Это и консультативная помощь по вопросам воспитания, обучения и развития, систематическое привлечение родителей к процессу воспитания и обучения в ДОУ, активное участие в различных формах организованной образовательной деятельности. Одним из показателей успешности данной модели психолого-педагогического сопровождения ребенка ОВЗ, является портфолио. Можно сказать что портфолио «Книга о самом себе», которая включает в себя всевозможные достижения ребенка, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности. Дети с ОВЗ развиваются и обучаются немного медленнее других детей и в меньшем объѐме. Поэтому очень важно отразить в портфолио даже небольшую динамику. Дополнительную часть портфолио педагоги собирают специально для родителей, где накапливают интересные высказывания, рассказы ребенка, рисунки и аппликации, рабочие тетради. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать ребенку ОВЗ ситуацию успеха в деятельности и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, отследить индивидуальный прогресс в развитии. Ситуация успеха повышает мотивацию, стимулирует к высокой результативности труда, позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от деятельности, повышает самооценку. В данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Для портфолио детей с ОВЗ проекты своих страничек разрабатывают и внедряют: учитель–логопед, инструктор по физической культуре, педагог–психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, педагог дополнительного образования по хореографии. Ведущая роль в работе по ведению портфолио, оформлению рубрик принадлежит воспитателю, но и специалистам ДОУ, которые создают такие рубрики как:

– «Я учусь говорить»

– «Спорт и я»

– «Танцуем, рисуем и поём»

– «Волшебные пальчики»

– «Мое путешествие в страну звуков»

– «Копилка достижений»

Специалисты ДОУ дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и педагогов, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс ребенка и помогает родителям замечать и поддерживать успехи в развитии речи дошкольника, когнитивных процессов, показатели развития физических качеств, навыков.

В своей работе, все специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка предполагает обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка в рамках инклюзивного образования.

Принцип активного включения в образовательный процессвсех его участников предполагает создание условий для активного включения детей, родителей и специалистов в область образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии. Этот принцип предполагает наличие вариативной развивающей среды в ДОУ и средств обучения.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей установить доверительные партнерские отношения с родителями, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Рубрика «Копилка достижений» — это грамоты, благодарности, дипломы. В портфолио совместно с детьми и их родителями вносятся все достижения и успехи вне зависимости от направленности. Это фотографии детей, творческие работы, победы в конкурсах и соревнованиях. Это могут быть сказки и рассказы, придуманные детьми, рабочие тетради, где главным героем является ребѐнок. Достижения ребенка рассматриваются как целостная оценка качества образования, полученного ребенком с ОВЗ в дошкольном учреждении в условиях психолого–педагогического сопровождения.

Вывод: Система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы, как ПМПк, позволяет выявить отклонения в развитии на ранних этапах, выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка либо наиболее полно развить его способности. Таким образом, реализация намеченных форм работы с детьми и их родителями в течение года позволяет повысить уровень развития детей с ОВЗ и наметить пути дальнейшей работы. Родители воспитанников с ОВЗ в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами ДОУ.

Литература:

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: Мозаика–Синтез, 2011.
  2. Медико–психолого–педагогическая служба: Организация работы. /Под ред. Е. А. Каралашвили. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, индивидуальный образовательный маршрут, детский сад, дополнительное образование, ограниченная возможность здоровья, комплексное сопровождение детей, педагог, развитие ребенка, создание условий, форма работы.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи

В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В статье рассматриваются вопросы о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являющихся успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Благодаря созданным условиям мот...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи

В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В статье рассматриваются вопросы о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являющихся успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Благодаря созданным условиям мот...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Задать вопрос