Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО / Т. С. Кожина, Н. В. Чудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32012/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Ключевые слова: комплекс взаимодействия параллельных служб, психолого-медико-педагогический консилиум, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная программа сопровождения, социализация, коррекционно-развивающая работа

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание стало уделяться адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В целях оказания помощи детям и родителям, в воспитании детей с особыми потребностями развития, повышения их педагогической и информационной компетентности, а также в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства в детском саду и семье в нашем детском саду организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.

Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.

Психолого-медико-педагогического комплекс — это комплекс взаимодействия параллельных служб, где за основу взят опыт организации работы параллельных служб О. Н. Усановой (г. Москва).

На базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 83 «Алиса» г. Волжского изначально функционировало 2 группы компенсирующей направленности. В целях обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения всех детей в нашем дошкольном учреждении действовал Координационный совет.

Но в связи с увеличением количества групп компенсирующей направленности и в соответствии с современными требованиями КС, как форма взаимодействия специалистов ДОО, изжил себя. Ему на смену пришел психолого-медико-педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими усилиями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка в ДОО.

В своей работе ПМПк детского сада руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого — медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом учреждения и «Положением об организации деятельности ПМПк».

Основные направления деятельности ПМПк в нашем детском саду это:

  1. Выявление проблем развития и здоровья.
  2. Разработка стратегии сопровождения ребёнка.
  3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
  4. Информационная поддержка родителей
  5. Создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.

Цель консилиума — определение форм, методов, психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из:

– Реальных возможностей ДОО,

– Возрастных и индивидуальных особенностей детей,

– Состояния соматического и психического здоровья,

– Индивидуального маршрута.

Таким образом, формы и методы реализации сопровождения каждого ребенка различны.

Задачи ПМПк:

  1. Выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
  2. Профилактика перегрузок и срывов у детей;
  3. Определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
  4. Организация коррекционно-развивающей работы;
  5. Взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.

Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ:

  1. В первые две недели пребывания в детском саду осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада.
  2. После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.

Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута.

  1. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (1 раз в месяц/квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Рис. 1. Структура работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОО

Систематически, три раза в год, проводится заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года, динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, коррекции действии всех служб, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию). Могут проводиться внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.) Консилиум проводится с приглашением родителей в индивидуальном порядке. Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.

На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей, привлекаются сторонние социальные институты детства; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми группы «риска». Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, учителем-дефектологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Который реализуется в течении учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течении года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.

Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

Рис. 2. Участники психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО

Не только мы оценили эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, но и родители детей, посещающих наш детский сад.

Таким образом, деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном учреждении является неотъемлемой частью индивидуального сопровождения ребенка и играет ведущую роль в качественной реализации коррекционно-развивающей работы.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, психолого-медико-педагогический консилиум, коррекционно-развивающая работа, индивидуальный образовательный маршрут, комплекс взаимодействия, ребенок, ограниченная возможность здоровья, дошкольное учреждение, единое коррекционно-развивающее пространство, индивидуальный маршрут.


Похожие статьи

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО

В статье авторы раскрывают организационные аспекты деятельности специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей первой младшей группы в рамках психолого-логопедической секции «Играем вместе!»

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи

В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру

В статье автор демонстрирует опыт сопровождения ресурсного класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ключи к успеху данной работы, а также принципы осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС, которые...

Похожие статьи

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО

В статье авторы раскрывают организационные аспекты деятельности специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей первой младшей группы в рамках психолого-логопедической секции «Играем вместе!»

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи

В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру

В статье автор демонстрирует опыт сопровождения ресурсного класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ключи к успеху данной работы, а также принципы осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС, которые...

Задать вопрос