Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО
Авторы: Крутовская Татьяна Васильевна, Кунтуганова Эльмира Агалиевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.
Дата публикации: 20.01.2020
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Крутовская, Т. В. Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО / Т. В. Крутовская, Э. А. Кунтуганова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4814/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы раскрывают организационные аспекты деятельности специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей первой младшей группы в рамках психолого-логопедической секции «Играем вместе!»
Ключевые слова: психолого-логопедическая секция, социальное партнерство, адаптация детей раннего возраста, специалисты ДОУ, родители, игровые технологии и методы,детско-родительские отношения.
Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью.
В. А. Сухомлинский
На сегодня взаимодействие детского сада с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в период адаптации к ДОУ. Только в тесном сотрудничестве и на взаимопонимании воспитателей, родителей и специалистов можно добиться успешной адаптации ребенка. Участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое.
У современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним, а с другой стороны — отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных потребностях и возможностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, организации повседневного общения с ним приводит к тому, что их попытки взаимодействовать с ребенком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводятся к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую непригодных для усвоения ребенком раннего возраста.
На разрешение обозначенного противоречия и направлена работа педагога-психолога и учителя-логопеда в нашем детском саду. С целью психолого-педагогического просвещения родителей и успешной адаптации ребенка к детскому саду мы организовали психолого-логопедическую секцию «Играем вместе!», которая предназначена для работы с детьми от двух до трех лет и их родителями. Работа секции начинается с сентября месяца. На первой встрече мы знакомимся с родителями, презентуем план работы. Обговариваем правила посещения секции для родителей, разработанные нами:
– быть активными, естественными, открытыми, раскрепощёнными участниками в работе секции;
– на протяжении всего занятия выступать в разных ролях — партнёр, помощник;
– контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
– принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.
Цель секции: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов.
Задачи для специалистов:
– повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
– оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников;
– установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
– объединение усилий для развития и воспитания детей;
– повышение педагогической культуры родителейввопросах развития и воспитания детей;
– привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Задачи для родителей (семьи воспитанников):
– совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;
– формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность;
– наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Игра, является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет. Мы создаем игровые ситуации, в которых происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А родители получают возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой — обеспечивать саморазвитие своего ребенка. В работе с детьми взаимодействуют специалисты и родители на основе принципа интеграции видов деятельности.
Содержание занятий:
- Организационная часть включает в себя:
– встречу детей;
– вовлечение детей в самостоятельную игру с родителями;
– ритуал приветствия, который раздается родителям при первой встрече, они его заучивают, и мы его используем в течении года.
- Основная часть включает в себя серию игр:
– направленных на сенсорное, социальное, физическое развитие и профилактику речевых нарушений;
– музыкальные, сюжетные игры;
- Заключительная часть состоит из:
– продуктивной деятельности (совместное изготовление композиций из бросового и природного материала);
– завершение игрового часа (ритуал прощания);
– свободная деятельность (наблюдение специалистов за деятельностью детей вместе с родителями, консультирование родителей по запросу).
Для достижения положительных результатов в работе с детьми и родителями, в тематическое планирование включены следующие разделы:
– адаптационные игры, направлены на развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта, умения соразмерять свои движения.
– игры, направленные на сенсорное развитие. Цель игр: развитие зрительного восприятия, умения различать основные цвета и раскладывать фигурки по цвету, развитие тактильного восприятия, обучение умению распределять предметы по форме.
– игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений. Цель игр: развитие понимание речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.
– игры, направленные на физическое развитие. Цель игр: учить детей выразительно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать как зайчики, поклевать как птички и т.д)
– сюжетные игры. Цель: обучение умению выполнять разные действия с предметами в соответствии с их функциями и свойствами, обыгрывать несложный сюжет.
– игры, направленные на социальное развитие. Цель игр: развитие у ребенка интереса к партнеру по взаимодействию, к подражанию, формирование доверительных отношений.
– игры-развлечения, музыкальные игры, направлены на развитие музыкального слуха и образных движений.
В деятельности с детьми используем приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым, так и самостоятельных игр детей. Результатом наших занятий является:
– социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в деятельности продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми;
– у родителей формируются доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;
– активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
– участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
Деятельность с родителями выстраиваем поэтапно:
На первом этапе работы мы формируем позитивный образ своего ребенка, адекватные представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистом и другими семьями в процессе совместного участия в играх.
На втором этапе достигается цель: научить приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка.
На третьем этапе формируем умения по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком.
В конце учебного года мы проводим итоговое анкетирование родителей, с целью выявления эффективности нашего взаимодействия. По окончании учебного года родители уходят от нас с определенным багажом знаний:
– эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;
– виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.
Родители умеют:
– создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка;
– эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;
– руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;
– использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. С помощью представленной работы психолого-логопедической секции «Играем вместе!» устанавливаем партнерские отношения с родителями, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Дети, которые посещают нашу секцию адаптируются к детскому саду легче и быстрее, так как они вместе с родителями проводят время в детском саду, родители на некоторое время сами вспоминают детство, становятся детьми, у них есть возможность наблюдать за своими детьми, получить консультацию у специалистов, обсудить волнующие их вопросы.
Мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Благодаря таким занятиям налаживается взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.
Литература:
1. Афонькина Ю. А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней/Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. — Волгоград: Учитель, 2013.
2. Галанов, А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3лет) / А. С. Галанов. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Григорьева, Г. Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. — М.: Просвещение, 2003.
4. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. — Ростов н/Д., 2006.
5. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей/Е. В. Зворыгина. — М.:Просвещение, 2003.
6. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.
7. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.
Ключевые слова
Социальное партнерство, родители, детско-родительские отношения, психолого-логопедическая секция, адаптация детей раннего возраста, специалисты ДОУ, игровые технологии и методыПохожие статьи
Конспект занятия в рамках реализации программы психолого-логопедической секции «Играем вместе!» на тему «Моя любимая игрушка»
В статье авторы предоставляют конспект занятия специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей 2–3 лет в рамках реализации психолого-логопедической секции «Играем вместе!».
Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО
В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.
Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов
В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...
Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения
В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...
Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС
Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...
Похожие статьи
Конспект занятия в рамках реализации программы психолого-логопедической секции «Играем вместе!» на тему «Моя любимая игрушка»
В статье авторы предоставляют конспект занятия специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей 2–3 лет в рамках реализации психолого-логопедической секции «Играем вместе!».
Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО
В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.
Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов
В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...
Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения
В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...
Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС
Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...