В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами описываются условия, необходимые для формирования и развития средств общения у детей с ТМНР.
Ключевые слова: интегрированные занятия, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, взаимодействие, коррекционно-развивающая работа.
Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) требуют особых психолого-педагогических подходов в процессе оказания коррекционной помощи.
Динамика развития детей с ТМНР определяется этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, их сочетанием. На динамику развития ребенка данной категории так же оказывает большое влияние объем и качество оказываемой коррекционной помощи.
Совокупность отклонений в развитии детей данной категории препятствуют социализации ребенка, развитию его самостоятельной жизнедеятельности. Поэтому основной, а порой и единственной образовательной задачей, является формирование жизненных компетенций, закрепление базовых социальных навыков; реализация которой, невозможна без коммуникации. Формирование навыка «Как общаться» является важнейшим навыком социализации, основой для развития доступных речевых навыков, а также способом избежать в будущем возникновения проблем в поведении и социальной отстраненности.
Для этого на базе ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки» была разработана система интегрированных занятий, которая реализуется через взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе совместной коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей коммуникативное, познавательное и личностное развитие ребенка. Таким образом, обуславливается тесная взаимосвязь и взаимозависимость решаемых специалистами задач в едином коррекционно-образовательном пространстве.
Для создания единого коррекционно-образовательного пространства необходимо соблюдать определенные условия в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда. Эти условия заключаются в оптимальном распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса; совместном планировании работы; согласованности действий в решении профессиональных задач; в соблюдении единства требований, предъявляемых к детям; умении продуктивно осуществлять взаимообмен технологиями коррекционной работы; в общем подходе к оценке эффективности психокоррекционной работы; соблюдении этических норм профессионального взаимодействия.
Цель интегрированных занятий — формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР (вербальных и невербальных) с другими людьми.
Целью логопедической работы является формирование и развитие коммуникативных функций с помощью доступных средств общения (вербальных или невербальных).
В процессе коррекционного воздействия учитель-логопед развивает потребность в общении и формирует элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими; помогает детям преодолевать речевой и неречевой негативизм. Так же, проводится коррекционная работа над расширением понимания речи, развитием артикуляционных кинестезий, развитием дыхания и голоса.
Целью психологической работы является овладение элементарными коммуникативными умениями в процессе межличностного взаимодействия.
На интегрированных занятиях педагог-психолог проводит коррекционную работу по развитию эмоционального реагирования с включением в него голосового компонента; расширению эмоционального диапазона; развитию зрительной фиксации и прослеживания; выработке слухового сосредоточения; развитию интереса к окружающей действительности и стимулированию познавательной активности; развитию произвольности и навыков самоконтроля; формированию навыков игровой деятельности; приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В процессе совместной коррекционной работы мы стремимся к тому, чтобы перевести звук из непроизвольного — в произвольный; жест или любое другое коммуникативное взаимодействие в произвольный акт. Самый эффективный путь — это путь через игру, через эмоциональное вовлечение.
Реализация всех поставленных задач происходит в процессе использования игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции, регулирующих мышечный тонус детей и позволяющих корректировать поведение детей, а так же воздействовать на их эмоционально-личностную сферу. На занятиях используются игры, побуждающие и стимулирующие речевую активность детей.
В основе системы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога лежат принцип системности, комплексности, соответствия возрастным и индивидуальным возможностям, адекватности требований и нагрузок, индивидуализации темпа работ.
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие обеспечению механизмов общения, постепенному переходу к более высокой форме общения.
Все занятия имеют определенную структуру и специфику.
Структура занятия:
1) «Круг» — обеспечение настроя на совместную работу, установить эмоциональный контакт между участниками занятия.
2) Разминка — применение упражнение на формирование и развитие общей и мелкой моторики.
3) Основная часть — получение нового коммуникативного, познавательного, эмоционального, сенсорного и двигательного опыта.
4) Упражнения специальной направленности — применения упражнений на формирование, развитие познавательных процессов, речевых и коммуникативных навыков, сенсорных эталонов восприятия и т. д.
5) Продуктивная деятельность.
6) Релаксация и завершение занятия — обеспечение положительного эмоционального настроя в конце занятия, создание условий для проведения дальнейшей работы.
Специфика проведения занятия заключается в том, что один и тот же материал используется многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к самостоятельному выполнению. На начальном этапе оказываемая помощь максимальна, но по мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи уменьшается. На занятиях присутствуют родители, которые являются активными участниками, а не сторонними наблюдателями.
В заключении хочется отметить те преимущества интегрированных занятий в системе коррекционно-развивающего процесса, которые мы успели выделить за время нашей совместной работы. Интегрированные занятия дают возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей с ТМНР, использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребенка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе. Интегрированные занятия способствуют приобретению формируемых навыков по подражанию сверстникам в более короткие сроки, за счет феномена «эмоционального заражения».
Литература:
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М.:Просвещение,1988.
- Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995. — № 6.
- Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М.: Академия, 2001.
- Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф.— Уфа: Лето, 2015.
- Павлова О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1998.
- Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.: ЦПМССДиП.
- Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.