Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 07.01.2019

Статья просмотрена: 2664 раза

Библиографическое описание:

Жуковская, Н. А. Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений / Н. А. Жуковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55333/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериментальных занятий были обеспечены и реализованы условия для овладения этими детьми коммуникативными умениями. Созданы условия для развития способов коммуникативного взаимодействия. У старших дошкольников с ОНР, принявших участие в исследовании, произошло совершенствование коммуникативных умений.

Ключевые слова: коммуникативные умения, социоигровые технологии, ОНР, старшие дошкольники.

Речевое общение является основным видом человеческой деятельности, ведущим условием развития речи и мышления ребенка. Оно формирует его отношение к окружающим, создает специфические способы социального контакта.

Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. Обучение общению дошкольников служит условием развития коммуникативной культуры в современной педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы. Недоразвитие речи снижает уровень общения, приводит к замкнутости, робости, нерешительности; способствует проявлению специфических черт общего и речевого поведения. Оно замедляет включаемость в ситуацию общения, ограничивает контактность [1].

Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как И. Ф. Исаев, Г. М. Коджаспирова, В. А. Сластёнин, Е. И. Рогов, С. А. Смирнов, А. Н. Сухов, Е. Н. Шиянов.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста являются преградой к осуществлению полноценного общения, это проявляется в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, речевой негативизм [3, 5].

Стойкие нарушения деятельности общения обусловлены недостаточно сформированными коммуникативными умениями [2].

У детей с речевой патологией на фоне мозаичной картины речевой и неречевой симптоматики имеются трудности формирования речевой коммуникации. Вследствие ее несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативных умений ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи.

Дошкольники с ОНР (IIIуровень) испытывают затруднения при организации речевого высказывания, у них отмечаются: недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания, страх перед собеседником, смущение, скованность, напряженность, робость. В целом эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к педагогу и сверстникам за помощью.

Речевая коммуникация у детей с ОНР (III уровень) значительно затруднена. Даже звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко [1].

Таким образом, недостаточное развитие коммуникативных умений детей с ОНР выражается в снижении потребности в общении, несформированности диалогической и монологической речи, в особенностях поведения детей, проявляющихся в незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения.

Суть экспериментальной логопедической работы заключалась в удовлетворении особых образовательных потребностей дошкольников с патологией речи. В этой связи в ходе экспериментальных занятий были обеспечены и реализованы условия для овладения этими детьми коммуникативными умениями.

Созданы условия для развития способов коммуникативного взаимодействия. Так, дошкольники учились вступлению в коммуникацию. У них развивалось умение понимать, когда и каким образом надо начать общение со сверстником. Кроме того, у испытуемых формировалась способность к коммуникации в составе пар, групп, в коллективе (для подготовки плана совместных действий, обсуждения их.

Разработан план занятий. В течение четырех месяцев мы включали социо-игровые технологии в логопедические и повседневные воспитательные занятия. Развитие коммуникативных умений шло параллельно с преодолением общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Социо-игровая технология — это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками.

Рис. 1. Направления логопедической работы для развития коммуникативных умений дошкольников с ОНР

На протяжении всего формирующего эксперимента в повседневную деятельность детей мы включали игры, направленные на продуктивное развитие коммуникативных умений: игры для рабочего настроя, игры разминки, игры для приобщения к делу.

С помощью игр для рабочего настроя мы отрабатывали навык открытости и готовности работать со всеми вместе, развивали сплоченность; учили сосредотачивать внимание на отборе действий, развивать фантазию, сообразительность, тренировать смелость, формировать социо-игровой настрой на занятия; учили работать одновременно, бесшумно, приспосабливаясь друг к другу; развивали внимание. Использовали их в утренние часы для положительного психологического настроя, а также чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность.

Игры разминки-разрядки служили нам для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, использовать в качестве разминки. Данные игры помогали нам развивать сосредоточенность, учить самостоятельно принимать решения и молчаливо согласовывать его со всеми остальными участниками; развивать сообразительность, умение действовать вместе; воспитывать организованность и дисциплину, тренировать выдержку; развивать фантазию и воображение для развития способностей ребенка.

Игры для приобщения к делу использовались нами в процессе усвоения или закрепления пройденного материала. Дети что-то различали, запоминали, систематизировали в процессе выполнения игровых заданий. Данные игры социо-педагогической направленности помогли развивать у детей фантазию и воображение, смелость и выдумку, искренность и цепкость наблюдений; развивать чуткость к предмету, чуткость, переводимую в логику поведения, развивать свою фантазию, искренность, юмор, желание увидеть что-то чрезвычайное, необычное; развивать речь, умение составлять рассказы по картинкам; учить работать всем вместе, не мешая, друг другу, умение точно и быстро задавать вопросы и отвечать на них. Работа с использованием социо-игровых технологий разворачивалась в трех направлениях:

Направление 1. Развитие умения приема (текстового сообщения) информации.

При работе по этому направлению добивались того, чтобы дети развивали невербальные средства общения и коммуникативного поведения. Целенаправленная работа велась по развитию таких основных коммуникативных категорий как вежливость, коммуникативная эмоциональность, ответственность, приветливость, искренность, нормативность, коммуникативный самоконтроль и др. способствовала усвоению детьми норм и ценностей, принятых в обществе, развитию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, а также развитию социального и эмоционального интеллекта.

Направление 2. Развитие умения переработки (текстового сообщения) информации.

Реализация работы по данному направлению осуществлялась параллельно с первым. Принимая во внимание особые образовательные потребности детей с патологией речи, структуру имеющегося у них нарушения в развитии, мы предлагали старшим дошкольникам с ОНР выполнение на экспериментальных занятиях речевых упражнений.

Используемые игры способствовали овладению детьми следующими умениями: понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации; устанавливать логические, причинно-следственные связи; способность аргументировать свою точку зрения.

В программу данного направления входят только «активные» игры, позволяющие решить не одну-две речевые задачи, а большее количество. Прежде, чем попасть в содержание программы игры подвергались тщательному отбору, их содержание видоизменялось, дополнялось, корригировалось в речевом плане, исходя из речевых возможностей дошкольников с ОНР (III уровень). Помимо решения чисто речевых задач, игры и задания данного блока направлены на развитие памяти, внимания, мышления и воображения. Некоторые задания предусматривают перемещение в пространстве, поэтому способствуют закреплению умений ориентироваться в пространстве, тренируют ловкость, быстроту реакции, способствуют развитию общей и мелкой моторики.

Направление 3. Развитие умения воспроизведения и передачи (текстового сообщения) информации.

Целью третьего направления программы является активизация речи в разных видах деятельности. На данном этапе работы дети овладели следующими коммуникативными умениями: активно вступали в диалог, умели задавать вопросы, слушали и понимали речь, строили диалог с учетом ситуации, легко входили в контакт, ясно и последовательно выражали свои мысли и т. д. Игры данного блока, как и двух предыдущих, реализовались в определенной последовательности и исходя из индивидуальных особенностей дошкольников с ОНР. Сначала моделировались хорошо знакомые детям ситуации речевого взаимодействия, мы собственным примером стимулировали детей к проявлению речевой активности и активному речевому общению.

У старших дошкольников с ОНР, принявших участие в формирующем этапе исследования, произошло совершенствование коммуникативных умений. Дети стали более активными в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми, стремятся к взаимодействию при передаче тех или иных сообщений, обмене информацией, что позволяет им удовлетворять потребность в общении. Дети придерживаются последовательности при реплицировании, бывают инициаторами общения, задают вопросы. Соответственно, логопедическая работа по развитию у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений является эффективной при использовании социо-игровых технологий, способствующие:

‒ развитию умения приема невербальной и вербальной информации;

‒ развитию умения переработки текстового сообщения;

‒ развитию умения передачи текстового сообщения.

Литература:

  1. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балабанова, Л.Г.
  2. Богданова, Л. В. Венедиктова. — СПб.: Детство-пресс, 2009. — 255 с.
  3. Викжанович С. Н. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словаря синонимов. В мире научных открытий. 2015. № 5.2 (65). С. 612–617.
  4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. — Москва: АСТ:Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
  5. Коновалова, С. Н. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С. Н. Коновалова, Т. Ю. Четверикова. Учеб.-методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей и студентов дефектологических фак. пед. ун-тов. Федеральное агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. Омск, 2005. — 52 с.
  6. Черкасова Е. Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие / Е. Л. Черкасова. — М.: Национальный книжный центр, 2011. — 192с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, текстовое сообщение, умение, III, игра, направление, развитие, речевое общение, ситуация общения, коммуникативное взаимодействие.


Ключевые слова

коммуникативные умения, старшие дошкольники, ОНР, социоигровые технологии

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности

В статье автор представляет опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития через использование продуктивных видов деятельности и создание специальных коммуникативных ситуаций в процессе такой деят...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности

В статье автор представляет опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития через использование продуктивных видов деятельности и создание специальных коммуникативных ситуаций в процессе такой деят...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Задать вопрос