Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Гущина Елена Александровна, Донковцева Ирина Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4628 раз
Библиографическое описание:
Гущина, Е. А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Гущина, И. В. Донковцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4065/ (дата обращения: 16.12.2024).
Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Общается ребенок с окружающими людьми с младенчества, но это общение с близкими взрослыми. И только приходя в дошкольное образовательное учреждение, ребенок сталкивается со сверстниками и чужими взрослыми. В основном, это происходит в 3 года. Находясь в семье, ребенок обычно получает щадящее общение. Чаще ребенку уступают, и во многих случаях, это правильно, ведь ребенок еще совсем мал. Но, попадая в другое социальное пространство, он сталкивается с совершенно другими отношениями, где ему не уступают, где порой с ним бывают несправедливы, а может даже агрессивны. Малышу приходится сталкиваться с различными ситуациями. При этом он не знает, как надо реагировать: драться или уступить, обидеться или рассмеяться, пожалеть или отойти в сторону. Малыш вынужден сталкиваться с множеством непонятных моментов, с которыми он еще не сталкивался.
Коммуникативные навыки необходимы и на занятиях. Ведь любое занятие строится на общение взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности.
Современные дети, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.
Например, по результатам диагностики:
У 70 % детей отмечаются трудности в коммуникативной сфере.
80 % детей этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность.
Для 40 % характерен низкий уровень развития познавательных процессов
Речевые нарушения у детей также ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.
Все это: снижение уровня коммуникативных умений, навыков, затрудненная социальная адаптация в обществе, тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста определяет необходимость тесного сотрудничества и взаимодействия психолога и логопеда в коррекционной работе.
Одним из наиболее продуктивных и результативных средств обучения в МАДОУ считаем использование интегрированных коррекционно-развивающих занятий.
Мы, педагог-психолог и учитель-логопед, разработали цикл интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей «Мир, в котором мы живем».
Суть коррекционного воздействия мы определили в направленном формировании коммуникативных умений и навыков. Одним из основных направлений работы стало формирование коммуникативной компетентности. Работая в данном направлении, мы формируем у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со сверстниками и взрослыми, на развитие у обучающихся лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса, а так же включают работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения.
Основой для построения общения в процессе занятий выступает предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность.
Психолог и логопед на протяжении недели работают в рамках одной лексической темы, причем лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его умственной активности и мыслительной деятельности.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- проводить коррекцию речевых и психофизических нарушений у детей
- развивать речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия
- развивать эмоционально-волевую сферу
- создавать благоприятный психологический климат для формирования интереса к учебному процессу.
На этих занятиях закрепляются и активизируются знания, умения, навыки, усвоенные детьми на предшествующих индивидуальных и подгрупповых занятиях логопеда и психолога. Специалисты работают вместе, что позволяет эффективно обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку и обогащать образовательный процесс.
Занятия с группой детей (не более 12 человек) проводятся один раз в неделю как итоговое. Занятия проводятся в зале, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Занятия могут проводиться в условиях смены положения тела: стоя, сидя, в движении, лежа на ковре, в произвольно выбранной позе.
Воздействовать на развитие ребенка легче всего через игру. Интеграция дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому мы использовали множество игровых приемов с целью стимулирования познавательных интересов, развития речи и эмоционально-волевой сферы.
Структура занятия:
- Начальный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
Начальный этап состоит из упражнений, требующих согласованности действий всей группы детей. Эти упражнения создают эмоциональный фон, помогают снять мышечную и эмоциональную зажатость, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
Игры — приветствия («Назови имя», «Эхо», «Тихо-громко», игры на тактильный контакт, «Дотронься до».., «Прочисти мозги» и т. п.)
Основной этап включает в себя коррекционно-развивающие упражнения и задания по решению ведущих задач:
Совершенствование коммуникативного взаимодействия
- В занятии предлагается живое общение, предлагаются вопросы для обсуждения, дети включаются в диалог. При обсуждении уделяется внимание на правильность ответа, поощряется смелость высказать свою точку зрения. Обращается внимание, что нельзя перебивать партнера, нужно дослушать.
- Даются игры, где дети могут участвовать группой и в парах
- Предлагаются задания для развития невербального общения: мимики, пантомимики (психогимнастика, приемы телесно-ориентированной терапии)
- Творческие задания (Дети участвуют в показе моды, готовят фруктовый салат, изображают людей разных профессий, лепка из детей)
Развитие и коррекция речи
- При помощи артикуляционной гимнастики помогаем выработать четкие согласованные движения органов артикуляционного аппарата, а также помогаем снять напряжение с орального сегмента.
- Работаем над развитием длительного плавного выдоха
- Используем лексико-грамматические задания
- Влияем на речевую функцию через развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики)
- Используем активное групповое обсуждение, диалоги
Стимулирование познавательных процессов
- Создание проблемной ситуации. Дети должны догадаться чему будет посвящено занятие. Обсуждение лексической темы — это не просто ответы детей на вопросы, это возможность найти правильный ответ.
- Использовали методы для закрепления знаний
- Игровая деятельность(найди домик животному)
Формирование адекватной эмоциональной деятельности, направленной на регуляцию собственного поведения;
- подбираем упражнения, которые помогают снять напряжения в разных сегментах тела
- Разыгрываются психологические этюды, этюды на выражение эмоций, а также даются разные задания на развитие координации, равновесия, упражнения на развитие общей моторики, проработку сегментов тела. Конечным результатом здесь является улучшение саморегуляции за счет контроля телесной активности.
- Используя подвижные игры, помогаем снять страхи, уменьшить агрессивность, Через игру пробуждаем активность детей, учим подчиняться правилам, развиваем сообразительность, быстроту реакции.
- В конце занятия проводится рефлексия: дети учатся анализировать свое поведение, отслеживают свои чувства.
Заключительный этап включает в себя
- Творческое задание. Это итог работы на занятии, которое объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия.(рисунок, поделки из соленого теста, аппликации)
Результаты занятия: На занятиях дети активны, на продолжении всего занятия сохраняют интерес, проявляют речевую и двигательную активность.
Дети откликаются на поиск решения проблемных ситуаций, выдвигают свои предложения, умозаключения, участвуют в диалогах, при получении положительной оценки испытывают положительные эмоции.
Анализируя результаты занятий, мы можем сделать вывод, что интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивают речь, коммуникативные умения, способствуют положительному эмоциональному настрою детей, позволяют продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи.
Литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
2. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, М.-2006
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи: М., 1991.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.