Современные формы работы педагогов с воспитанниками дефектологической группы с использованием интеграции разнообразных видов деятельности
Авторы: Егорова Елена Михайловна, Егорова Виктория Вячеславовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 655 раз
Библиографическое описание:
Егорова, Е. М. Современные формы работы педагогов с воспитанниками дефектологической группы с использованием интеграции разнообразных видов деятельности / Е. М. Егорова, В. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3584/ (дата обращения: 16.12.2024).
Различные нарушения в развитии детей по-разному отражаются на формировании социальных связей, на их познавательных способностях и способностях к трудовой деятельности. Отклонения в развитии детей весьма разнообразны. Они касаются разных сторон психофизического развития ребенка: речевая система, сенсорная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, двигательная сферы, которые проявляются в разной степени и вызываются различными причинами.
Задержка психического развития относится к пограничной форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Для психической сферы ребенка с задержкой психического развития характерно сочетание дифицитарных функций с сохранными. Часто это сочетается с инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При задержке психического развития у разных детей страдают разные компоненты их психической, физиологической, психологической деятельности.
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой развития обусловлены несформированностью у них интегративной деятельности мозга. Известно, что интегративность — взаимодействие различных функциональных систем — является основой нормального психического развития ребенка.
В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки); им трудно соединить отдельные детали рисунков в единый смысловой образ.
Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.
Необходимо подчеркнуть, что дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности при переносе знаний, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность. Но только в результате формирования обобщенных умений можно обеспечить достаточно далекий перенос. Ибо обобщенные умения не связаны только с каким-либо одним, частным содержанием, а используются в различных ситуациях и с разным материалом. Для этого следуют включать ребенка с задержкой психического развития в разные виды деятельности.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни.
Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. Сосредоточенность, оперативная память, сформированная аналитико-синтетическая деятельность и хорошо развитая речь, являются законом развития интеллекта.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха все это характерно для деятельности педагогов старшей дефектологической группы.
-
Содержание взаимодействия педагогов, работающих
в группе, строится на основе комплексной
коррекционно-развивающей работы с дошкольниками по преодолению
нарушений устной речи, в преемственности всех направлений
коррекционной работы.
- Основными принципами коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений выделяются следующие:
- Индивидуализация и дифференциация обучения на основе комплексной диагностики развития дошкольника.
- Разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда.
Многие из коррекционных задач решаются совместно, в соответствии с программой коррекционного обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [3] и календарным планом дефектологической работы.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы работы в дефектологической группе.
Формы работы педагогов в дефектологической группе: занятия, экскурсии, уроки доброты, КВН, викторины, акции, трудовой десант, зеленый патруль, клуб исследователей, ведение дневниковых записей, игры (дидактические, имитационные), сказки, инсценировки, театрализации, опытническая (исследовательская) деятельность.
При этом на занятиях используется смена разнообразных видов деятельности, наглядные материалы, создается психологическая атмосфера деятельности, постоянно закрепляются речевые навыки, проводится индивидуальная работа по речевому развитию в совокупности с психическим развитием на занятии.
Программное содержание занятий используется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010) [2]. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Формирование речи у детей с задержкой психического развития осуществляется в определенной последовательности — от конкретных значений к более абстрактным — путем решения речемыслительных задач. А также формирование не только произвольности речи, но и ее осознанности, в процессе продуктивных видов деятельности, таких как изобразительная деятельность, аппликация, конструирование.
Так пространственно-временные отношения и сравнение величин связаны на занятиях интегрированного типа с материалом по изучению окружающего мира. Возрастные особенности детей шести лет с задержкой психического развития требуют использования игровой формы деятельности.
Занятия проводятся в форме дидактических игр. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Для того чтобы занятия дали максимальный результат, используются игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста.
При этом на занятии используется смена разнообразных видов деятельности, наглядные материалы, создается психологическая атмосфера деятельности. Педагоги постоянно закрепляют речевые навыки, проводят индивидуальную работу по речевому развитию в совокупности с сенсорным развитием.
Задания располагаются от простых, направленных на развитие более низких элементарных уровней познавательных процессов, к сложным, способствующим развитию высокоорганизованных, опосредованных речью и другими психическими процессами, уровнями. Задания в зависимости от ведущей задачи отвечают закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной. Речь ребенка опосредует все сферы его деятельности.
От усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлении о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. При помощи взрослых, в специально организованной деятельности на занятиях по математике дети усваивают, что одна и та же форма может варьировать по величине углов, соотношению осей или сторон, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных.
Характерной особенностью проведения занятий является также применение наглядного материала. Используется как демонстрационный, так и раздаточный материал. Это ведет к порождению новых способов и образов и новых смыслов, основанных на познавательно-эмоциональном переживании, интеллектуальной активности детей. Все это обеспечивает внутреннюю взаимосвязь между мышлением, выражением, произвольностью и свободой деятельности (Л. С. Выготский) [1, с.5].
В процессе такой деятельности у детей на протяжении всего дошкольного возраста формируется универсальная способность к построению любой значимой для ребенка деятельности. Важно создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках.
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского творческого мышления и воображения, так и самой детской деятельности, например, конструирования или ручного труда. Принципиально важным является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы.
Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Так на занятиях по математике дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Выполняют их в рисунке, поделке. А на занятиях познавательного характера ищут ответы на проблемные вопросы. Например, изучая тему «Птицы», дети самостоятельно ищут характерные признаки птиц, выделяют функциональные особенности частей тела птицы. Определяют роль окраски оперения у птиц.
Учебные тетради позволяют организовывать индивидуальную работу на занятиях, а также работу с родителями. Родители охотно занимаются дополнительно с детьми дома.
-
Для того чтобы расширить знания родителей в области
интеграции разнообразных видов деятельности
детей с задержкой психического развития, разработаны
и оформлены в уголке родителей ряд практических
рекомендаций, практические советы развития личности ребенка.
- Вот они:
- Обращайте внимание ребенка на необычность предметов вокруг него. Обыгрывайте их, придумывайте им новый образ.
- Побуждайте к созданию построек, поделок, модулей. На основе одной формы можно построить множество различных композиций.
- Поддерживайте поиски и открытия детей, их ассоциативные размышления.
- Придумайте «продолжение жизни» поделок, составляйте по ним вместе с детьми рассказы, сказки, истории.
- Литература
Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — т.З. — 329с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. -304с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. /Под общей ред. С. Г. Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2003.-96с.