Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1492 раза

Библиографическое описание:

Гуженкова, Н. В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Гуженкова, В. В. Михайленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42432/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дошкольный возраст по праву считается удивительным периодом развития человека, обладающим своеобразной этапностью и спецификой. Игра как ведущий в этом возрасте вид деятельности создает самые благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Именно поэтому игра, при условии правильного педагогического руководства ею со стороны взрослого, является отличным инструментом формирования различных способностей и закрепления навыков.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Под речевым общением мы понимаем мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки.

Специфика коммуникативной деятельности описываемой группы дошкольников проявляется в том, что у них отмечаются недостатки в средствах межличностного общения: в культуре устной речи при общении «лицом к лицу», в плавности речи, связи между речевыми и неречевыми средствами общения, в понимании и описании в речи эмоционального состояния человека и т. п. Неумение общаться, негативные особенности коммуникативного поведения могут отражаться и на успешности дальнейшего школьного обучения, порождать у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формировать низкую самооценку, вследствие чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение.

Именно умело организованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети с ОНР вступают в активное речевое общение и раскрываются. Кроме того, на наш взгляд, работе по активизации речевого общения будет способствовать учет ряда педагогических условий:

– реализация индивидуального подхода и принципа природосообразности в процессе организации работы со старшими дошкольниками с ОНР;

– моделирование процесса индивидуальной логопедической работы, заключающееся в поэтапном планировании и анализе отдельных элементов занятий, игр и упражнений;

– формирование у дошкольников мотивации к общению со сверстниками и создание благоприятного эмоционального фона, обеспечивающего свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом;

– использование дидактических коммуникативно-речевых игр и упражнений, способствующих развитию основных умений и навыков общения;

– использование метода педагогической технологии «Социо-игровая педагогика» (Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов).

Активизировать речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность и использование некоторых принципов педагогической технологии «Социо-игровая педагогика» (Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатов).

В связи с тем, что речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка, мы в нашей программе так же предусмотрели поэтапное развитие и активизацию речевого общения.

На занятиях по развитию речи и активизации речевого общения дошкольников с ОНР мы используем во всём их многообразии лингвистические, коммуникативно-речевые игры так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется чёткость произношения поставленных на индивидуальных занятиях звуков, интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, правильность ударения в словах, умение верно формулировать мысли, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается и активизируется словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.

Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении у дошкольников с ОНР постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя все многообразие игр как средство организации общения и взаимодействия, сотворчества ребёнка и взрослого и детей друг с другом, мы внимательно следим за настроением каждого ребёнка, выявляем и учитываем их речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения — жесты, мимику, пластику.

Для активизации речевого общения детей нами на занятиях и вне занятий используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Для систематизации игр, последовательности и удобства работы, была разработана программа «Активизация речевого общения». На рисунке 1 схематично представлена структура программы активизации речевого общения.

Рис. 1.

Первый блок программы представлен несколькими направлениями работы, целью которых являлась активизация деятельности дошкольников с ОНР. Основной упор здесь делается на развитие невербальных средств общения и коммуникативного поведения (программа разработана Н. В. Гуженковой). Целенаправленная работа по развитию таких основных коммуникативных категорий как вежливость, коммуникативная эмоциональность, ответственность, приветливость, искренность, нормативность, коммуникативный самоконтроль и др. способствовала усвоению детьми норм и ценностей, принятых в обществе, развитию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, а также развитию социального и эмоционального интеллекта [1, с. 66].

Кроме того, так как этот блок является первым и вводным, то в рамках организованных в этот период игр решаются задачи нравственного развития дошкольников с ОНР. Реализуемые игры и упражнения способствуют налаживанию позитивных взаимоотношений между взрослым и детьми, а также способствуют гармонизации межличностных отношений внутри детского коллектива. Большое внимание уделяется развитию мимики, пантомимики, координации движений.

Второй блок представлен играми и игровыми упражнениями, разделенными по четырем направлениям: развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи. Принципиальным отличием описываемой программы от традиционных систем развития компонентов речи, является подход к отбору организуемых с детьми с ОНР игр. В программу входят только «активные» игры, позволяющие решить не одну-две речевые задачи, а большее количество. Прежде, чем попасть в содержание программы игры подвергались тщательному отбору, их содержание видоизменялось, дополнялось, корригировалось в речевом плане, исходя из речевых возможностей дошкольников с ОНР.

Помимо решения чисто речевых задач, игры и задания данного блока направлены на развитие памяти, внимания, мышления и воображения. Некоторые задания предусматривают перемещение в пространстве, поэтому способствуют закреплению умений ориентироваться в пространстве, тренируют ловкость, быстроту реакции, способствуют развитию общей и мелкой моторики.

Целью третьего блока программы является активизация речи в разных видах деятельности. На данном этапе работы дети овладевают следующими коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить диалог с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилам и т. д.

Игры данного блока, как и двух предыдущих, реализуются в определенной последовательности и исходя из индивидуальных особенностей дошкольников с ОНР. Сначала моделируются хорошо знакомые детям ситуации речевого взаимодействия, взрослый собственным примером стимулирует детей к проявлению речевой активности и активному речевому общению. Следует отметить, что к данному этапу большая часть детей уже активно вступает во взаимодействие и сложностей коммуникативного плана практически не возникает.

Со временем дети берут на себя речевую инициативу, сами модифицируют сюжеты хорошо знакомых игр, распределяют роли, расширяют спектр тем для общения. Во многом именно этот факт свидетельствует об успешности освоения детьми реализуемой программы.

Следует заметить, что при проведении любой игры нужно помнить золотое правило метода педагогической технологии «Социо-игровая педагогика»: ребёнку должно быть интересно и комфортно [2]. Руководствуясь этим правилом и реализуя игры, предусмотренные программой, нам удается оптимизировать работу по активизации речевого общения дошкольников с ОНР.

Литература:

  1. Гуженкова Н. В. К вопросу оптимизации работы по развитию коммуникативного поведения детей с нарушением речи и зрения/Н. В. Гуженкова // Образование и общество, 2016,N № 3 (98).-С.65–67
  2. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое общение, игра, педагогическая технология, развитие, ребенок, речевое общение дошкольников, активное речевое общение, коммуникативное поведение, неречевое средство общения, общее недоразвитие речи.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос