В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Статья рассматривает вопросы социально-коммуникативного развития, игровой деятельности, речевого развития детей, саморегуляции поведения.
В годовом плане на 2020-2021 учебный год стоит вторая задача: «Способствовать развитию игровой деятельности как основы социально-коммуникативного развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО».
Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе, в социуме.
В основе должно быть игровое воздействие на ребёнка, так как игра — ведущий вид деятельности дошкольника.
Таким образом, целью моей педагогической деятельности является стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность, направленную на развитие речи и навыки общения в условиях реализации ФГОС ДО.
В начале работы был проведён педагогический анализ особенностей развития связной речи ребенка через игровую деятельность (на основе критериев программы «Детство»).
Далее работа проходила поэтапно.
На подготовительном этапе мною была подобрана и изучена литература по данной теме.
Был подготовлен план мероприятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
На основном этапе была использована следующая классификация игр:
— дидактические,
— сюжетно-ролевые,
— театрализованные,
— подвижные игры и пр.
Данные игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков.
Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы.
Взаимодействуя с детьми, были использованы различные виды дидактических игр :
— игры с предметами,
— настольно-печатные игры,
— словесные игры.
Дидактические игры очень важны для реализации задач развития речи :
— формирование мотивации к процессу говорения;
— воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
— развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
— пополнение и активизация словаря;
— совершенствование грамматического строя речи;
— закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
— совершенствование монологической и диалогической форм речи;
— усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
— воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков, ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения. Помогает сплотить детский коллектив.
В театрализованных играх идёт совершенствование диалогов и монологов, дети осваивают способность перевоплощаться, передавать характеры персонажей.
Подвижные игры также развивают коммуникативные способности.
Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.
Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником.
Чтобы работа по речевому развитию была эффективной, в моей группе имеется центр познания(включает развивающие игры, направленные на речевое развитие и др.) и литературный центр «Мини-библиотека» (содержит книги в соответствии с возрастом детей)
Дети младшей группы любят играть в дидактические и настольно-печатные игры «Составь предложение», «Найди пару», «Рассмотри и опиши», «Профессии», «Мой первый рассказ», «Подбери по смыслу», «Большие и маленькие» и др.
Одной из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей являются игровые обучающие ситуации, рекомендованные программой «Детство». Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети приобретают в ИОС помогают им свободно употреблять их в самостоятельной деятельности.
С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий я показываю детям варианты общения, а дети не только слушают и наблюдают, но и действуют.
Основу ситуации составляет сценарий активизирующего общения. В сценарий общения включаю разные формы проведения ИОС:
— игры-путешествия,
— игры-беседы,
— игры-драматизации,
— игры-импровизации.
Таким способом я обеспечиваю коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка.
Например, в ИОС «Письмо другу» дети высказывали предположения, давали совет игровым персонажам, оценивали их действия, составляли коллективный рассказ по серии картинок, объединенных игровым сюжетом.
На заключительном этапе был проведён итоговый анализ особенностей развития связной речи детей через игровую деятельность, который показал, что дети стали больше проявлять интерес к самостоятельной игровой деятельности, что способствует развитию речи и навыков общения.
В итоге мы пришли к выводу, что игра — эффективное средство развития речи и развития общения детей, уже начиная с 3-х летнего возраста.
Мы стараемся и дальше поддерживать стремление детей к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам.
Литература:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Комплексная образовательная программа «Детство». Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб: Детство-пресс, 2016.
- Ельцова О. М., Шадрова Н. Л. Волочаева И. А. «Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой». — СПб: Детство-пресс, 2018.
- Ельцова О. М. «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний дошкольный возраста). — СПб: Детство-пресс, 2016.
- О. Н. Сомкова. Образовательная область «Речевое развитие». — СПб: Детство-пресс, 2016.
- А.М Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии. — СПб: Детство-пресс, 2016.
- З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева «Образовательные ситуации в детском саду». — СПб: Детство-пресс, 2016.
- Педагогическая диагностика — основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса. / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская. — СПб: Детство-пресс, 2010.
- Струна Е. и Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста — М.: Владос, 2004.
- Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 2 до 4 лет). Авторы-сост.: О. М. Ельцова, В. Н. Волкова, А. Н. Терехова. — СПб.: Детство-пресс, 2017.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 2005.
- Ушакова О. С. и Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3–5 лет. — М.: Сфера 2010.
- Штец А. А. Секреты чтения. Учимся читать дома. — М.: Аркти, 2002.
- Яшина В. И. и Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000.
- В. Н. Волчкова, М. В. Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» — Воронеж, ТЦ «Учитель» 2009