Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 01.07.2020

Статья просмотрена: 1466 раз

Библиографическое описание:

Свалова, Е. В. Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников / Е. В. Свалова, О. Н. Талужина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/317/71997/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольное детство — самое благоприятное время для развития социально — коммуникативных навыков. В этом возрасте зарождаются и быстро развиваются отношения с другими людьми. Эти отношения будут являться фундаментом, на котором будет развиваться личность ребенка.

Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении. Он будет честным и правдивым, если в его окружении царят честность и правдивость. То, чего мы хотим добиться в воспитании ребенка, мы должны постоянно переносить из области мыслей в область поступков. По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Непослушным, недобрым и сложным он становиться тогда, когда его вырывают из этого круга, подталкивают к ранней интеллектуализации.

Родители торопятся научить малыша читать, писать, изучить иностранный язык, музыку, танцы, рисование. Но не могут или не хотят понять, что в первую очередь он должен научиться социализироваться в обществе. К сожалению, сейчас развитие социально — коммуникативных навыков у дошкольников является приоритетной проблемой педагогики. Актуальность проблемы растет в современных условиях в связи с особенностями социального окружения детей, в котором наблюдаются недоброжелательность, невоспитанность, дефицит культуры речи, отсутствие патриотизма.

В своей работе мы направили свои силы не только на развитие эмоций, речи и чувств, но и на решение вопросов социализации: развитие коммуникативности, умение выходить из сложных ситуаций, развивать у детей способности продуктивно решать социальные проблемы. Для этого выбрали игровую деятельность, как эффективную форму взаимодействия с детьми.

Игра у детей — ведущий вид деятельности. Ребенок играет без принуждения взрослого. Дошкольник играет не только с игрушками, но и со словами, ситуациями, событиями. В нашем компьютерном веке у детей наблюдается отсутствие навыка развития игры и потребность играть со сверстниками. Появляется ранняя зависимость от компьютеров, планшетов и телефонов. И это большая проблема!

При распределении времени на занятия мы стремимся к равновесию между свободной игрой детей, во время которой они могут проявить свою инициативу, и занятиями с целой группой под нашим творческим руководством. Считаем, если на свободную игру отвести слишком мало времени, дети лишаться самого ценного в своей деятельности, и для развития фантазии, умения общаться со сверстниками, переработки впечатлений останется слишком мало места. Игра в детском саду организовывается, как совместная игра взрослого с детьми, где воспитатель выступает как играющий партнер и в то же время он носитель специфического «языка» игры. Обычное, эмоциональное поведение воспитателя, который принимает любые детские фантазии и замыслы, гарантирует самостоятельность, свободу действия и непринужденность, способствует возникновению у дошкольников желания самим овладеть игровыми способами.

Для дальнейшей работы с детьми определили для себя цель — формирование социально — коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи:

  1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  2. Формирование готовности поддерживать и завершать общение, развивать культуру речи;
  3. Стимулировать социально-коммуникативную деятельность посредством игровых действий;
  4. Побуждать дошкольников к выражению своих чувств, мыслей, эмоций при помощи мимики, жестов, слов.

Для достижения результатов и осуществления цели и задач, используем в своей работе следующую классификацию игр:

− Игры, возникающие по инициативе детей:

  • (экспериментирование «Тонет — не тонет», «Что тяжелее?», игры с игрушками, игры с природным материалом «Рябиновые бусы», «Человечки из шишек»).
  • сюжетные игры (сюжетно — ролевые «На приёме у врача»; режиссерские «Снимаем кино», театрализованные «Старые сказки на новый лад»).

− Игры, возникающие по инициативе воспитателя:

  • обучающие игры (сюжетно — дидактические «Путешествие по реке времени»; подвижные «Хали — хало — стоп!»; музыкально — дидактические «Купим мы бабушке…»; развивающие «Разгадай ребус»).
  • досуговые игры (интеллектуальные «Шахматные задачи»; театрализованные «В гостях у Репки»; игры — забавы «Неподвижное пугало»; празднично — карнавальные «Новый год у ворот»; компьютерные «Помоги Буратино собрать азбуку»).

Возникает вопрос, как же игра влияет на развитие социально — коммуникативных навыков?

Богатый материал для диалогической речи дают словесные игры. Воспитывают внимательность к сказанному партнером по игре.

В подвижных играх происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Правила игры обязывают соблюдать очередность, слушать друг друга.

В сюжетно-ролевых играх идет закрепление навыков межличностного общения, совершенствование разговорной речи, закрепление знаний и норм поведения в обществе. Дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми. Они на собственном опыте убеждаются, как важно умело налаживать контакты с окружающими. В процессе работы изготовили картотеку сюжетно-ролевых игр и центры для игр «Доктор Пилюлькин», «Супермаркет Земляничка», «Салон красоты «Ветерок», «Компьютерный центр «Клавиша», которые пополняются и расширяются с учетом возраста детей, развития и становления этапов формирования игры.

Для развития диалогического общения детей используем настольно-печатные игры: лото, домино, шашки, игры с правилами. Они развивают навыки работы в команде, логическое мышление, уважение к сопернику, умение соблюдать правила игры.

Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

Литература:

  1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.-192с.
  2. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение.2006. — 112с.
  3. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). — М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 20111. — 128с.
  4. Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад. — М.: — издательство «Мир книги». 1992. — 17с.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2001–292с.
  6. Смирнова Е. О. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. — М., 2008–58–62с.
  7. Кон И. С. Социология личности. — М.: Искра, 1967–345с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, правило игры, развитие.


Похожие статьи

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Похожие статьи

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Задать вопрос