Дошкольное детство — самое благоприятное время для развития социально — коммуникативных навыков. В этом возрасте зарождаются и быстро развиваются отношения с другими людьми. Эти отношения будут являться фундаментом, на котором будет развиваться личность ребенка.
Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении. Он будет честным и правдивым, если в его окружении царят честность и правдивость. То, чего мы хотим добиться в воспитании ребенка, мы должны постоянно переносить из области мыслей в область поступков. По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Непослушным, недобрым и сложным он становиться тогда, когда его вырывают из этого круга, подталкивают к ранней интеллектуализации.
Родители торопятся научить малыша читать, писать, изучить иностранный язык, музыку, танцы, рисование. Но не могут или не хотят понять, что в первую очередь он должен научиться социализироваться в обществе. К сожалению, сейчас развитие социально — коммуникативных навыков у дошкольников является приоритетной проблемой педагогики. Актуальность проблемы растет в современных условиях в связи с особенностями социального окружения детей, в котором наблюдаются недоброжелательность, невоспитанность, дефицит культуры речи, отсутствие патриотизма.
В своей работе мы направили свои силы не только на развитие эмоций, речи и чувств, но и на решение вопросов социализации: развитие коммуникативности, умение выходить из сложных ситуаций, развивать у детей способности продуктивно решать социальные проблемы. Для этого выбрали игровую деятельность, как эффективную форму взаимодействия с детьми.
Игра у детей — ведущий вид деятельности. Ребенок играет без принуждения взрослого. Дошкольник играет не только с игрушками, но и со словами, ситуациями, событиями. В нашем компьютерном веке у детей наблюдается отсутствие навыка развития игры и потребность играть со сверстниками. Появляется ранняя зависимость от компьютеров, планшетов и телефонов. И это большая проблема!
При распределении времени на занятия мы стремимся к равновесию между свободной игрой детей, во время которой они могут проявить свою инициативу, и занятиями с целой группой под нашим творческим руководством. Считаем, если на свободную игру отвести слишком мало времени, дети лишаться самого ценного в своей деятельности, и для развития фантазии, умения общаться со сверстниками, переработки впечатлений останется слишком мало места. Игра в детском саду организовывается, как совместная игра взрослого с детьми, где воспитатель выступает как играющий партнер и в то же время он носитель специфического «языка» игры. Обычное, эмоциональное поведение воспитателя, который принимает любые детские фантазии и замыслы, гарантирует самостоятельность, свободу действия и непринужденность, способствует возникновению у дошкольников желания самим овладеть игровыми способами.
Для дальнейшей работы с детьми определили для себя цель — формирование социально — коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- Формирование готовности поддерживать и завершать общение, развивать культуру речи;
- Стимулировать социально-коммуникативную деятельность посредством игровых действий;
- Побуждать дошкольников к выражению своих чувств, мыслей, эмоций при помощи мимики, жестов, слов.
Для достижения результатов и осуществления цели и задач, используем в своей работе следующую классификацию игр:
− Игры, возникающие по инициативе детей:
- (экспериментирование «Тонет — не тонет», «Что тяжелее?», игры с игрушками, игры с природным материалом «Рябиновые бусы», «Человечки из шишек»).
- сюжетные игры (сюжетно — ролевые «На приёме у врача»; режиссерские «Снимаем кино», театрализованные «Старые сказки на новый лад»).
− Игры, возникающие по инициативе воспитателя:
- обучающие игры (сюжетно — дидактические «Путешествие по реке времени»; подвижные «Хали — хало — стоп!»; музыкально — дидактические «Купим мы бабушке…»; развивающие «Разгадай ребус»).
- досуговые игры (интеллектуальные «Шахматные задачи»; театрализованные «В гостях у Репки»; игры — забавы «Неподвижное пугало»; празднично — карнавальные «Новый год у ворот»; компьютерные «Помоги Буратино собрать азбуку»).
Возникает вопрос, как же игра влияет на развитие социально — коммуникативных навыков?
Богатый материал для диалогической речи дают словесные игры. Воспитывают внимательность к сказанному партнером по игре.
В подвижных играх происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Правила игры обязывают соблюдать очередность, слушать друг друга.
В сюжетно-ролевых играх идет закрепление навыков межличностного общения, совершенствование разговорной речи, закрепление знаний и норм поведения в обществе. Дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми. Они на собственном опыте убеждаются, как важно умело налаживать контакты с окружающими. В процессе работы изготовили картотеку сюжетно-ролевых игр и центры для игр «Доктор Пилюлькин», «Супермаркет Земляничка», «Салон красоты «Ветерок», «Компьютерный центр «Клавиша», которые пополняются и расширяются с учетом возраста детей, развития и становления этапов формирования игры.
Для развития диалогического общения детей используем настольно-печатные игры: лото, домино, шашки, игры с правилами. Они развивают навыки работы в команде, логическое мышление, уважение к сопернику, умение соблюдать правила игры.
Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.
Литература:
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.-192с.
- Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение.2006. — 112с.
- Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). — М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 20111. — 128с.
- Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад. — М.: — издательство «Мир книги». 1992. — 17с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2001–292с.
- Смирнова Е. О. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. — М., 2008–58–62с.
- Кон И. С. Социология личности. — М.: Искра, 1967–345с.