Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Бондарева, Ю. М. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Ю. М. Бондарева, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 557-559. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70216/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном обществе становится все более очевидным социальный запрос на личность с развитыми коммуникативными умениями. Человек способный быстро наладить контакт, погасить или предотвратить конфликт, адекватно проявляющий свои эмоции и понимающий эмоциональное состояние других людей, всегда представляет ценность для любого коллектива.

Не менее важны такие качества в детском саду. Ребёнок, обладающий развитыми коммуникативными умениями, всегда окружен товарищами, легко ладит со сверстниками. В то время как ребёнком с неразвитыми коммуникативными умениями испытываются в случае необходимости общения и взаимодействия с людьми видимые затруднения, и в первую очередь психологического характера, что значительным образом влияет на широту пространства личностного развития, и в целом жизнедеятельности, а также оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние дошкольника.

Дошкольное детство наилучшим образом благоприятствует формированию коммуникативных умений. Во ФГОС ДО отмечено, что наиболее значимым направлением формирования личности дошкольника является формирование социально-коммуникативных навыков; это предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [4, c. 15].

Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

На основе анализа теоретических источников можно заключить, что сущность понятий «общение» и «коммуникативные умения» широко рассмотрены в психолого-педагогической литературе. Так Т. Г. Севастьяновой раскрываются составляющие общения как процесса. Сущность понятия коммуникативных умений изучали такие ученые как А. В. Мудрик, В. А. Кан-Калик, А. А. Максимова, Л. Р. Мунирова, О. Н. Сомкова, Г. А. Урунтаева, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, К. К. Платонов, Л. А. Петровская. А. А. Максимовой, А. В. Мудриком, Л. А. Аухадеевой, М. В. Беляниной, А. А. Когут разрабатывалась классификация коммуникативных умений. На сегодняшний день наблюдаются различные подходы к определению понятия коммуникативных умений.

В психологии коммуникативные умения — это, в первую очередь, способности к межличностному взаимодействию. В педагогической литературе коммуникативные умения рассматриваются в качестве осознанных действий субъектов, направленных на выстраивание правильным образом своего поведения при общении.

Характеристика коммуникативных качеств детей дошкольного возраста представлена в работах Г. Н. Кобяковой, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой. М. И. Лисиной были выделены четыре формы общения ребёнка в дошкольном детстве со взрослым и три формы общения ребёнка со сверстниками, последовательным образом сменяющие друг друга. М. И. Лисина и Е. О. Смирнова говорят о возникновении в семь лет внеситуативноличностной формы общения дошкольников как со сверстниками, так и со взрослым.

В научной литературе рассматриваются возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Сущность театрализованной игры и ее влияние на развитие дошкольников изучались: М. Д. Маханевой, И. Г. Вечкановой, Е. Л. Трусовой, А. Карабановой, Л. В. Артемовой, О. В. Акуловой, Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьевым. Ученые сходятся во мнении, что в данных играх образуется благоприятная среда для развития коммуникативных умений.

Анализ научной литературы и педагогического опыта позволил выявить противоречие между высоким потенциалом театрализованных игр, как средства формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью педагогических рекомендаций для эффективного использования театрализованных игр в данном направлении.

В связи с этим проблема исследования состоит в определении педагогически целесообразного комплекта театрализованных игр для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

В выпускной квалификационной работе мы рассмотрел теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Нами было конкретизировано понятие «коммуникативные навыки» — осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения [3, c. 87].

Нами были выделены и описаны особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста:

– создание театрализованного центра в группе детей старшего дошкольного возраста;

– включение детей в совместные театрализованные игры.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой мы на констатирующем этапе эксперимента провели диагностику уровни развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что большинство детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе имеют средний (60 %) и низкий (40 % и 30 %) уровень развития коммуникативных навыков.

В рамках опытно-экспериментального исследования нами был проведен формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы реализовывали вышеуказанные условия.

С целью проверки эффективности проведенной нами работы по развитию коммуникативных навыков мы провели контрольный эксперимент. Здесь мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Качественные и количественный анализ результатов позволил нам сделать следующие выводы: в контрольной группе результаты остались неизменными: высокий уровень — 10 % (2 человека), 60 % (12 человек), 30 % (6 человек). В экспериментальной группе, напротив, отмечена положительная динамика изменения уровня развития коммуникативных навыков в сторону уменьшения количества испытуемых с низким уровнем развития коммуникативных навыков составила: с 40 % — до 0 %; со средним уровнем: с 70 % — до 50 %; и увеличения количества испытуемых с высоким уровнем: с 0 % — до 50 %.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Личная и коммуникативная компетентность современного дошкольника: учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. — М.: Прометей, 2016. — 138 с.
  2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада / Л. В. Артёмова. — М.: Просвещение, 2015. — 127 с.
  3. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва. — М.: Воспитание дошкольника, 2019. — 128 с.
  4. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова // Детский сад: теория и практика — 2017. — № 6. — с. 96–103.
  5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, Владос, 2011. — С. 97–98.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, навык, умение, уровень развития, высокий уровень, дошкольное детство, контрольная группа, научная литература, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Задать вопрос