Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 28.05.2020

Статья просмотрена: 665 раз

Библиографическое описание:

Городецкая, А. Е. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста / А. Е. Городецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 516-518. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70779/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, общение, дошкольный возраст, театрально-игровая деятельность.

Вся жизнь дошкольников насыщена игрой. Каждый ребёнок дошкольного возраста хочет уметь играть различные роли в ходе игровой деятельности с другими детьми, но не каждый из них обладает достаточными знаниями и навыками. Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста требует тщательно организованной деятельности, доступной и интересной для каждого. Поэтому наиболее подходящей для данной возрастной категории деятельностью выступает театрализованная игра, потому как литературные произведения и сказки имеют нравственную направленность и, таким образом, способствуют формированию опыта социальных навыков поведения. Театрализованные игры определяются, как «игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [2] [3]. В то же время театрально-игровая деятельность становится для старших дошкольников способом самовыражения и самореализации, помогая преодолеть в себе чувства стеснения и неуверенности, совершенствуя диалогическую и монологическую речь, умение правильно выражать свои мысли [1].

В ходе эксперимента в рамках выпускной квалификационной работы мы, в первую очередь, выявили уровень сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в двух группах дошкольного образовательного учреждения.

Данный этап включал в себя проведение диагностической методики О. В. Дыбиной «Зеркало настроений», цель которой — оценить уровень сформированности умения старших дошкольников понимать эмоциональное состояние партнёра по его вербальной и невербальной речи.

На основе полученных в ходе диагностической работы данных нами была составлена сводная таблица (табл. № 1).

Таблица 1

Группа

Уровень сформированности коммуникативных умений

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная

18 %

47 %

35 %

Экспериментальная

12 %

47 %

41 %

Данная таблица свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровня сформированности коммуникативного умения определять эмоциональное состояние собеседника по его речи, мимике и пантомимике у детей контрольной и экспериментальной групп.

На формирующем этапе нами был составлен план работы посредством организации театрально-игровой деятельности, направленный на развитие коммуникативных навыков дошкольников. План работы включал в себя разработанные нами конспекты занятий, направленные на формирование таких умений, как слушать и слышать, не перебивать, принимать во внимание интересы и мнения своих товарищей, уступать, спокойно высказывать и отстаивать свою точку зрения.

План работы в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста:

  1. «В волшебной стране театра»
  2. «Хочу стать актёром театра!»
  3. «В мире добрых сказок»
  4. «Колобок. Новая версия»
  5. «Не Красная шапочка»
  6. «Сказка из волшебного мешочка»
  7. «Мы готовимся к спектаклю!»
  8. «Тяжело на репетиции — легко на выступлении!»
  9. «Сундучок с волшебными сказками»
  10. «На сцене большого театра»

Хочется отметить, что к концу формирующего этапа с каждым последующим занятием дети экспериментальной группы стали относиться друг к другу с большим вниманием и участием, с радостью демонстрируя свои коммуникативные умения и навыки в процессе совместной театрально-игровой деятельности.

На контрольном этапе мы провели сравнительный анализ сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Тут так же была использована диагностическая методика О. В. Дыбиной «Зеркало настроений». Для наглядности полученные результаты мы представили в виде диаграммы.

Таким образом, результаты полученных данных указывают на то, что у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы уровень сформированности коммуникативного умения выражать и определять эмоциональное состояние на основе мимики, пантомимики и интонации на заключительном этапе исследования стал значительно выше, чем у контрольной группы детей.

Показатели экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования отличаются положительной динамикой.

По данным диаграммы можно увидеть, что в процессе исследования в экспериментальной группе процент дошкольников с высоким уровнем сформированности коммуникативного умения на контрольном этапе исследования увеличился вдвое.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование в процессе обучения и воспитания детей театрально-игровой деятельности эффективно влияет на уровень сформированности у них коммуникативных умений и навыков.

Литература:

  1. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005 г. — № 4. — С. 57–64.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М., 1991. — 194 с.
  3. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина. — М., АРКТИ, 2011. — 162 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, театрально-игровая деятельность, коммуникативный навык детей, коммуникативное умение, контрольный этап, план работы, экспериментальная группа, диагностическая методика, дошкольный возраст, экспериментальная группа детей.


Похожие статьи

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Похожие статьи

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Задать вопрос