В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, общение, дошкольный возраст, театрально-игровая деятельность.
Вся жизнь дошкольников насыщена игрой. Каждый ребёнок дошкольного возраста хочет уметь играть различные роли в ходе игровой деятельности с другими детьми, но не каждый из них обладает достаточными знаниями и навыками. Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста требует тщательно организованной деятельности, доступной и интересной для каждого. Поэтому наиболее подходящей для данной возрастной категории деятельностью выступает театрализованная игра, потому как литературные произведения и сказки имеют нравственную направленность и, таким образом, способствуют формированию опыта социальных навыков поведения. Театрализованные игры определяются, как «игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [2] [3]. В то же время театрально-игровая деятельность становится для старших дошкольников способом самовыражения и самореализации, помогая преодолеть в себе чувства стеснения и неуверенности, совершенствуя диалогическую и монологическую речь, умение правильно выражать свои мысли [1].
В ходе эксперимента в рамках выпускной квалификационной работы мы, в первую очередь, выявили уровень сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в двух группах дошкольного образовательного учреждения.
Данный этап включал в себя проведение диагностической методики О. В. Дыбиной «Зеркало настроений», цель которой — оценить уровень сформированности умения старших дошкольников понимать эмоциональное состояние партнёра по его вербальной и невербальной речи.
На основе полученных в ходе диагностической работы данных нами была составлена сводная таблица (табл. № 1).
Таблица 1
Группа |
Уровень сформированности коммуникативных умений |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Контрольная |
18 % |
47 % |
35 % |
Экспериментальная |
12 % |
47 % |
41 % |
Данная таблица свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровня сформированности коммуникативного умения определять эмоциональное состояние собеседника по его речи, мимике и пантомимике у детей контрольной и экспериментальной групп.
На формирующем этапе нами был составлен план работы посредством организации театрально-игровой деятельности, направленный на развитие коммуникативных навыков дошкольников. План работы включал в себя разработанные нами конспекты занятий, направленные на формирование таких умений, как слушать и слышать, не перебивать, принимать во внимание интересы и мнения своих товарищей, уступать, спокойно высказывать и отстаивать свою точку зрения.
План работы в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста:
- «В волшебной стране театра»
- «Хочу стать актёром театра!»
- «В мире добрых сказок»
- «Колобок. Новая версия»
- «Не Красная шапочка»
- «Сказка из волшебного мешочка»
- «Мы готовимся к спектаклю!»
- «Тяжело на репетиции — легко на выступлении!»
- «Сундучок с волшебными сказками»
- «На сцене большого театра»
Хочется отметить, что к концу формирующего этапа с каждым последующим занятием дети экспериментальной группы стали относиться друг к другу с большим вниманием и участием, с радостью демонстрируя свои коммуникативные умения и навыки в процессе совместной театрально-игровой деятельности.
На контрольном этапе мы провели сравнительный анализ сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Тут так же была использована диагностическая методика О. В. Дыбиной «Зеркало настроений». Для наглядности полученные результаты мы представили в виде диаграммы.
Таким образом, результаты полученных данных указывают на то, что у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы уровень сформированности коммуникативного умения выражать и определять эмоциональное состояние на основе мимики, пантомимики и интонации на заключительном этапе исследования стал значительно выше, чем у контрольной группы детей.
Показатели экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования отличаются положительной динамикой.
По данным диаграммы можно увидеть, что в процессе исследования в экспериментальной группе процент дошкольников с высоким уровнем сформированности коммуникативного умения на контрольном этапе исследования увеличился вдвое.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование в процессе обучения и воспитания детей театрально-игровой деятельности эффективно влияет на уровень сформированности у них коммуникативных умений и навыков.
Литература:
- Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005 г. — № 4. — С. 57–64.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М., 1991. — 194 с.
- Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина. — М., АРКТИ, 2011. — 162 с.