В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Ключевые слова: Нравственные представления, нравственное воспитание, Театрализовано-игровая деятельность.
Нравственное воспитание является неотъемлемой частью стандарта дошкольного образования. Сформировать нравственность, значит перевести моральные нормы, правила и требования в знания, навыки и привычки поведения личности, а также процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями [2]. Эффективность нравственного воспитания, с точки зрения Н.Ф.Губановой, зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта [1].
Теоретическая основа нашего исследования сформировалась из работ, освещающих следующие вопросы: понятия нравственности (А.С. Арсеньева, А.А. Гусейнова, Г.Н. Кузьменко, Т.С. Лапиной, П.Ф. Лесгафта, Б.Т. Лихачева, и др.); особенностей нравственного воспитания детей (Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой, П.Ф. Лесгафта, Б.Т. Лихачева, В.Г. Нечаевой, В.М. Холмогоровой, Е.В. Субботского, И.Ф. Харламовой, С.Г. Якобсон).
Нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. Постепенно и естественно дети приобщаются к духовным ценностям: совместная подготовка к спектаклю, репетиции, расстановка декораций, радость от своего удачного исполнения роли и выступления товарища - в такие моменты ребёнок чувствует себя членом коллектива, объединённого одной общей целью.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, по и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
В качестве средства, с помощью которого мы выявили уровень сформированности нравственных представлений старших дошкольников, является театрализованную деятельность. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.).
Детская театрализовано-игровая деятельность многогранная и разнообразна. Это и кукольный театр, и постановки, и этюды, и инсценировки. Все это интересно для детей.
Театрализованная игра - эффективное средство социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.
Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной деятельности. Благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень значимо в развитии театрализованной деятельности.
В процессе театрализованной деятельности начинается формирование видения формы, чувства ритма, цвета, композиции, выразительной речи. Наблюдается развитие художественного и творческого образа вначале идет формирование образа на основе литературного произведения, затем обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме и заканчивается взаимообогащением и переносом средств выразительности из одного вида эстетической деятельности в другой.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность развивает воображение, память и различные виды творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое. Для успешного решения задач по реализации театрализованной деятельности педагогам необходимо обладать режиссерскими качествами, навыком проведения специальных театрализованных игр-занятий с детьми, коррекция их действий [11, с.39]
Специфика игры-драматизации для детей дошкольного возраста заключается в том, что они не требуют специальной подготовленности исполнителей ролей, потому что это игра не для зрителей. Как утверждает А.Н. Леонтьев, признаком игры являются потребности, которые удовлетворяются в игре, детям интересен сам процесс, а не его результат, что и является мотивацией к игровой деятельности детей.
Чтобы участвовать в игре ребенку не требуется готовится. Для того, чтобы понять каков герой произведения, ему необходимо уметь, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющие готовые правила, это же отличает её от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена возможность совмещение события из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по характеру руководства ими.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.
Театрализованная деятельность может развиваться в определённых педагогических условиях, которые в нашем исследовании представлены системой педагогических действий, в которую вошли: знакомство детей с произведениями художественной литературы (беседы по содержанию литературных произведений; сочинение сказок с детьми; беседы о любимых сказках и их героях; рассказ детьми произведений по ролям; заучивание стихотворений; беседы о способах выразительности; работа над этюдами; подготовка текста к организации игры детьми и руководство театрализованными играми.
В нашем исследовании принимали участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста (возраст от 5 (18 чел.) до 6 (6 чел.) лет, 10 мальчиков и 14 девочек, все дети из полных семей). Знакомство детей с формами театрализованных игр проходило вне образовательной деятельности. Задания были представлены в виде циклов. В основе каждого из них лежал какой-нибудь один способ выразительности образа в такой последовательности: на развитие интонации, на развитие мимики, на развитие, жеста, позы и походки.
Таким образом, решалась наша первая задача исследования, а именно определение уровня освоения детьми содержания детской художественной литературы в соответствии с требованиями программы и с учетом их возрастных особенностей. С этой целью мы, используя «Диагностику изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях» В.А. Деркунской, определили игровые позиции дошкольников экспериментальной группы после проведенного цикла занятий.
В процессе наблюдения и анкетирования экспериментальной группы было выявлено, что в играх – драматизациях дети занимают следующие позиции: «зритель – актер» - 5 чел., «зритель – актер – режиссер» - 6 чел, «зритель – режиссер» - 1чел, в общем - позицию «актер» -10 чел. «Зритель – режиссер» - 10 %, «Зритель – актер» -40 %, «Зритель – актер – режиссер» - 50 %. В общем - позицию «актер» - 90%.
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети полностью справились со всеми заданиями -9 чел (75%), частично 3 человека (25%). Все эти результаты говорят о положительной динамике после проведенного цикла занятий по формированию нравственных представлений в театрализованной деятельности.
Вторая задача нашего исследования заключалась в выявлении уровня педагогической заинтересованности воспитателей дошкольного образовательного учреждения в театрализованной деятельности дошкольников. Мы выяснили показатели формирования самоотношения к театрализованной деятельности дошкольников после проведенного цикла занятий. Результаты изменились и приобрели положительную динамику. Так 50% педагогов стали использовать театрализованную деятельность в своей работе чаще, чем это было до проведения цикла занятий.
При работе с педагогами, мы уделили немаловажное значение состоянию предметно-развивающей среды детского развивающего центра «Хоровод». Повторная диагностика программно-развивающей среды наглядно показала результат работы педагогов.
Обстановка и предметы, окружающие ребенка в дошкольном учреждении, несут определенную воспитательную функцию. Их целесообразность, эстетическая продуманность свидетельствуют о стремлении создать необходимые условия для гармоничного развития детей.
Использование предметной среды как средства художественного воздействия предполагает гармоничное сочетание предметов и интерьера. Именно поэтому мы провели усовершенствование развивающей среды. Группа была оформлена в едином стиле.
Сравнивая результаты контрольного и формирующего этапов исследования, прослеживается положительная динамика по формированию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста. К высокому уровню сформированности нравственных представлений в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, относим 40% старших дошкольников.
У них в когнитивной сфере произошли существенные изменения. Прежде всего, это нашло отражение в реальном поведении детей. У них сформировались представления о театре, исполнительском, актерском искусстве, дети умеют выбрать роль по «себе», способны понимать интересы, настроение близкого окружения. В поступках детей мы наблюдаем, рост самостоятельности и активности, дети соотносят собственные чувства, желания с возможностями и желаниями других людей.
В эмоциональной сфере у 26% ребят также произошли существенные изменения. Они стали более чутко и гуманно относиться к другим людям. В поведении детей мы наблюдаем, стремление к самовыражению и самоуважению, дети проявляют эмоциональные реакции при просмотре спектакля, просмотре иллюстраций к сказкам, рассказам.
В деятельностной сфере можно отметить более существенные положительные изменения. Высокий уровень наблюдался у 25% (игровая позиция) и 75% (актерские умения) детей, принимавших участие в нашем исследовании.
У данной группы детей не присутствует активная позиция по отношению к поступкам и деятельности других людей, могут проявлять инициативу в играх, принимают активное участие, придумывают новые версии игр, могут раскрепоститься, «вжиться в роль».
Все это говорить о положительной динамике нашего исследования по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников / Н.Ф. Губанова. – М.: Издательство «ВАКО», 2007.– 256 с.
- Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2005. – 160 с., с. 32