Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

Педагогика
11.02.2020
1438
Поделиться
Библиографическое описание
Покрышкина, Ю. А. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста / Ю. А. Покрышкина, И. В. Мешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67285/.


В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Ключевые слова: коммуникация, общение, дети дошкольного возраста, театр, театрализованная деятельность, коммуникативные умения.

На данном этапе развития общества и мира в целом, современный педагог, в условиях образовательного учреждения, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящие. К тому же, дети младшего дошкольного возраста не владеют коммуникативными умениями, они недостаточно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми до того, как начнут посещать детский сад.

Вероятно, это происходит из-за развития технологий и окружающего мира ребёнка, игрушки детей интерактивны и разнообразны, зачастую ему не требуется вступать во взаимодействие с людьми и просить о чем-то, что требует от него проявления вербальных и невербальных умений.

Попадая в незнакомую среду дошкольной образовательной организации, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими [1, с. 43]. Застенчивый ребёнок может стать замкнутым и безынициативным, если у него не получается общаться с другими детьми и взрослыми, не говорящий или плохо говорящий ребёнок может стеснять своего речевого дефекта и того, что другие его не понимают, у более уверенных детей тоже могут возникнуть трудности в понимании другого ребёнка и отвержение всех, кто ему не соответствует.

Одной из приоритетных задач в период младшего дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей, как вербальных, так и невербальных.

В следствие того, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а содержание театрализованной деятельности наполнено знакомыми детям сказками и мультфильмами и разыгрывается каждым ребенком в индивидуальной форме, позволяет свободно взаимодействовать друг с другом, она может стать одним из эффективных средств в установлении контактов между детьми и развитии их коммуникативных умений.

Созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и доступной чтобы способствовать развитию самостоятельности у детей. Благодаря организации такой среды, дети могут без помощи взрослого организовывать небольшие театральные постановки, озвучивать стихи и потешки, взаимодействовать со взрослым и сверстниками, решать личностные задачи.

Самостоятельная творческая деятельность детей возможна при условии создания развивающей предметно-пространственной среды, поэтому при реализации данного направления работы был разработан и создан универсальный творческий центр «Театральная мастерская», в котором были представлены:

– атрибуты для театрализованных игр;

– различные виды театров;

– настольная ширма;

– игрушки-заменители для самостоятельных режиссерских игр.

Обогащению театрализованной деятельности детей способствует изготовление и использование различных видов театров, таких как: би-ба-бо, настольный театр, театр на фланелеграфе, конусный театр, пальчиковый театр, «Театр в лицах» — маски героев, шапочки, медальоны, театр плоскостной для индивидуальной работы, или игры малыми группами, театр на ложках, теневой театр; кеглевый театр.

Перечисленные виды театров вводились в игровое пространство группы постепенно и сменяли друг друга, для того, чтобы у детей не пропал интерес их использовать в самостоятельной деятельности.

С целью изучения и запоминания сказок, рассказов в книжном уголке сменялись подборки художественной литературы, в зависимости от сезона и интересов детей, подобраны альбомы с иллюстрациями известных произведений

В социально-коммуникативном развитии детей неотъемлемой частью является формирование позитивного отношения к труду и знакомство с профессиями, с этой целью были созданы альбомы по ознакомлению с театральной культурой и профессиями театра.

В процессе работы над развитием речи составлены картотеки артикуляционной гимнастики на автоматизацию и дифференциацию различных звуков, дыхательных упражнений, карточки мнемотехники на запоминание содержание сказок и стихов, дидактических игр по развитию речи, а также созданы тренажёры для развития дыхания.

Для более эффективного развития коммуникативных умений и обогащения словарного запаса детей, была создана медиатека из аудио-сказок, читаемых актёрами под музыкальное сопровождение, которые использовались в режимных моментах в течении дня, аудио- и видеофайлов кинофильмов и спектаклей, используемых как в свободной, так и в организованной образовательной деятельности. Дети слушали и воспринимали выразительную диалогическую и монологическую речь, в дальнейшем имитировали отдельные слова и выражения в свободной игровой деятельности, в следствии чего речь большинства детей стала богата средствами выразительности языка, обогатился словарь и развивалась грамматически правильная диалогическая речь.

В работе практикуется обязательное использование инсценировок. Не у всех детей все получается. Некоторые дети, стесняются выступать на утренниках перед большой аудиторией, а в группе таких же сверстников, чувствуют себя более уверенно, раскрепощено.

У детей наблюдалась неустойчивость внимания, трудность при ориентировке в пространстве, бедность словаря, нарушение грамматического строя речи. В следствие речевых нарушений дети не хотели вступать в вербальную коммуникацию, либо испытывали состояние фрустрации, то есть хотели, но не могли из-за недостаточного владения способами и невербальными средствами общения. Поэтому в систему коррекционной работы с детьми были включены игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, на напряжение, расслабление мышц, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребёнка.

С помощью театра у детей активизировался словарь, они чаще употребляют в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия и предлоги. Закрепляется произношение всех звуков. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи.

Инсценировки детей в данный момент отличаются от инсценировок, которые были раньше — они интереснее, красочнее по исполнению образа, так как у детей уже накоплен определенный опыт театрализованной игры, они свободно общаются друг с другом, речь их более совершенна и выразительна, лучше ориентируются в пространстве, на сцене, более самостоятельнее в своих действиях.

Работа по развитию коммуникативных умений организована в два этапа:

– развитие диалогической речи,

– развитие невербальных средств общения.

Для развития диалогической речи, а также правильного звукопроизношения используются специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем — четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи вводятся упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

С целью приобретения детьми позитивного социально-коммуникативного опыта использовались мини-театральные этюды: «Курица с цыплятами», «Чуть-чуть грустно», «Волшебный стул»; постановки: «Терем-теремок», «Колобок-колючий бок», «Три медведя», «Под грибом», «Кошкин дом»; театрализованные игры: «Изобрази героя», «Немой диалог», «Поиграем-угадаем», «Телефон», «Пантомима» [5, с. 152]. В процессе данной работы у детей развивались коммуникативные умения, навыки вежливого обращения к другим людям. Также проводилась работа по разучиванию стихотворений к каждому празднику детского сада и группы, благодаря чему речь детей стала более эмоционально окрашенной.

После того, как у детей сформированы базовые умения по использованию основных средств интонационной выразительности, вербальных и невербальных коммуникативных умений, обогатился словарь, мы переходим к самому интересному, на наш взгляд, этапу работы — подготовке и показу театрального представления, как итогу своей деятельности.

Вся указанная работа проводится в рамках совместной деятельности педагога с воспитанниками. Такая организация театрализованной деятельности детей не только создаёт условия для формирования коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста, но и развития способностей детского творчества, позволяет ребёнку вступать в контакт с детьми других групп, с разными взрослыми.

Последовательная работа по развитию коммуникативных умений именно в театрализованной деятельности помогает изменить не только негативное отношение ребёнка своему речевому дефекту, повысить его самооценку, научить способам невербального взаимодействия с другими людьми, а также способствовать развитию всех компонентов речи ребёнка.

Большую роль для вовлечения дошкольников в театрализованную деятельность играет взаимодействие с социальными партнерами. Тесное общение с артистами кукольного театра дает возможность дошкольникам перенять опыт по созданию художественных образов, озвучиванию и передаче настроения персонажей.

Литература:

1. Котова И. Г. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 43–44.

2. Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие, 2006. ⸻Санкт-Петербург: Лань, 2019 – 272 с.

3. Редикульцева С. Г. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми через театрализованные игры // Современная научная мысль: Материалы III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017. — С.110–122.

4. Сороковикова И. В. Театрализованная деятельность − как средство развития речи детей-дошкольников // Образование и наука на XXI век — 2015. — С. 82–86.

5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. 4-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коммуникация
общение
дети дошкольного возраста
театр
театрализованная деятельность
коммуникативные умения
Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 221-223):
Часть 3 (стр. 177-263)
Расположение в файле:
стр. 177стр. 221-223стр. 263

Молодой учёный