Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 08.04.2019

Статья просмотрена: 917 раз

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, Э. Р. Гильмутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57891/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Ключевые слова: театрализованные игры, социально-коммуникативное развитие, дети младшего дошкольного возраста.

Коммуникативные умения детей младшего дошкольного возраста, являясь сложным и многоплановым видом деятельности, требуют специальных знаний и навыков, которые дошкольники получают в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. В современном обществе быстро развиваются новые информационно-коммуникативные технологии (социальные сети: майл.ру, Вконтакте, Одноклассники, Телеграмм, Фейсбук, Инстаграм, Перископ, месенджеры: Вацап, Вайбер и других), возрастает роль диалога в решении задач международной и внутренней политики, расширяются межэтнические контакты. Высокий уровень социально-коммуникативного развития является залогом успешной адаптации в любой социальной среде, что определяет практическую значимость социально-коммуникативного развития в младшем дошкольном возрасте.

Актуальность исследования обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит: образовательная программа детского сада должна быть направлена на: «создание условий для развития дошкольников, открытие возможностей для их позитивной социализации, их личностного развития через сотрудничество со взрослыми и сверстниками и возрастную деятельность. ФГОС ДO [13] называет социально-коммуникативное развитие одним из условий успешной социализации дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека. Социально-коммуникативное развития наиболее интенсивно происходит в младшем дошкольном возрасте. Опыт первых взаимоотношений является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольников и во многом определяет особенности самосознания взрослого человека, их отношение к социуму, поведение и самочувствие среди людей. Тема социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди подрастающего поколения, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки в младшем дошкольном возрасте.

Начиная с детского сада, в процессе совместной деятельности и общения детьми усваиваются определенные социально-коммуникативные нормы, складываются способы поведения, постепенно закрепляющиеся как более или менее устойчивые нравственные качества личности. При этом большое значение имеет соответствующая организация взрослыми игровой деятельности младших дошкольников. Использование театрализованных игр предполагает наличие у детей умений и навыков в других творческих видах деятельности. Но, несмотря на это, театрализованные игры в процессе социально-коммуникативного развития имеют ряд преимуществ. Они позволяют погрузить младших дошкольников в ситуацию, приближенную к реальной, в непринужденной и интересной форме. Театрализованные игры позволяют дошкольникам проявить свои актерские способности. Воспитатели должны иметь различные игровые материалы, способствующие реализации театрализованных игр в различных условиях и на разных этапах социально-коммуникативного развития детей.

Проблемой социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: А. Г. Арушанова [1, 2], Н. В. Клюева [4], Б. Ф. Ломов [6], М. И. Лисина [5], Т. А. Репина [10], Е. О. Смирнова [11], С. В. Проняева [9], О. А. Черенкова [12], К. Ю. Захарова [3], и многие другие.

Под социально-коммуникативным развитием мы понимаем процесс активной, позитивной социализации детей младшего дошкольного возраста, в данном процессе они обучаются устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром, что позволит им стать всесторонне развитыми личностями и полноценными членами данного социального общества [3 с. 41].

Социально-коммуникативный процесс детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии со сверстниками во многом отличается от взаимодействия со взрослыми. Социально-коммуникативный процесс со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия младших дошкольников, направленные на сверстников, более разнообразны; От взрослого дети младшего дошкольного возраста учатся и постепенно обращаются к нему с вопросами. К старшему дошкольному возрасту интенсивность общения возрастает, избирательность; Круг общения и деятельности расширяется, потребность в общении со сверстниками возрастает. Дети обретают чувство собственного достоинства и стремятся к тому, чтобы их уважали. Общаясь со взрослыми, дети младшего дошкольного возраста изучают социальный опыт, а вступая в контакт со сверстниками, они обогащают, приобретают не только новые знания, но и формируют адекватное представление о себе.

Социально-коммуникативное развитие обеспечивается поэтапной организацией общения детей младшего дошкольного возраста. Социально-коммуникативное развитие успешно проходит в условиях организации дидактических, сюжетно-ролевых, мобильных игр, моделирования ситуаций общения, индивидуальной работы, совместного принятия решений, совместной деятельности, познавательных бесед, коллективной творческой деятельности. Необходимо проводить совместные образовательные мероприятия взрослых и детей в виде игр для социально-коммуникативного развития у детей младшего дошкольного возраста [9 с. 68].

Театрализованная игра — игровая деятельность, когда придумывается сюжет и содержание игры, ищет способы реализовать идею до реинкарнации в ролях, данных литературным произведением. В процессе театрализованных игр развивается способность обсуждать увиденное, рассказывать об опыте и впечатлениях. Формируется навык когнитивного общения. Формируется умение высказывать суждения, оценивать прочитанное произведение, действия персонажей. понимать точку зрения другого, объяснять свою позицию, извлекать информацию, предоставленную неявно, слушать и понимать [7 с. 81].

Опытно-экспериментальная работа по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 36 «Искорка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось во вторых младших группах № 3 и № 6. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень социально-коммуникативного развития у детей младшего дошкольного возраста.

Уровень социально-коммуникативного развития мы оценивали по следующим критериям: коммуникативные умения и навыки; умение общаться со сверстниками; ведущая форма общения со взрослым.

В соответствии с критериями мы выбрали методики исследования: «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» (Ю. В. Микляева); «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.); «Диагностики форм общения» (М И. Лисина).

Результаты исследования исходного уровня социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы показали следующее: коммуникативные умения и навыки развиты на среднем уровне; умение общаться со сверстниками сформировано на среднем уровне; ведущая форма общения со взрослым — внеситуативно-познавательная.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы подобрали и организовали театрализованные игры по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста. Игры проходили 2–3 раза в неделю, продолжительностью 15–25 минут. Для достижения цели мы использовали методические приемы: сюрпризный момент, загадки, вопросы к детям, проблемные ситуации. В построении работы с детьми была создана предметная среда для социально-коммуникативного развития. Мы применили следующие виды театрализованных игр: игры драматизации; пальчиковый театр; театрализованные игры ситуации. Комплекс театрализованных игр по развитию коммуникативных умений у дошкольников состоял из 13 игр: театрально-музыкальная пальчиковая игра «Когда мои друзья со мной»; театральный этюд «Сороконожки»; театрализованных игр ситуаций «Угадай меня», «Изобрази пословицу», «Покажи сценку», «Передача чувств», «Телефон», «Лесное телевидение», «Скульптор», «День рождения», «Внимательные матрешки»; театрализованные игры драматизации «Карлсон» и «Почему зайчик боится».

Результаты контрольного эксперимента показали следующее: коммуникативные умения и навыки экспериментальной группы достигли высокого уровня, а в контрольной группе остались на среднем уровне; умение общаться со сверстниками экспериментальной группы сформировались на высоком уровне, в контрольной группе на среднем уровне; ведущая форма общения со взрослым в экспериментальной группе внеситуативно-личностная, а в контрольной группе — внеситуативно-познавательная. Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что комплекс театрализованных игр по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста — эффективен.

Гипотеза исследования: процесс социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если в образовательный процесс будут включены театрализованные игры — подтвердилась.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение. / А. Г. Арушанова // Журнал «Дошкольное воспитание». — 2016. — № 5. — С. 35–40.
  2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. / А. Г. Арушанова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 80 с.
  3. Захарова К. Ю. Развитие социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. / К. Ю. Захарова. // Журнал «Обруч». — 2016. — № 1. — С. 29–31.
  4. Клюева Н. В. и др. Учим детей общению: пособие для работников ДОУ. / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль: Академия развития, 2016. — 237 с.
  5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Эксмо, 2015. — 383 с.
  6. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 2015–354 с.
  7. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. / Т. И. Петрова. — М.: Гардарики, 2014. — 195 с.
  8. Проняева С. В. Формирование социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. / С. В. Проняева. — М.: Академия, 2018. 164 с.
  9. Проняева С. В. Воспитание коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми. / С. В. Проняева // Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях. — Шадринск, 2015. — 26 с.
  10. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2015. — 231 с.
  11. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. / Е. О. Смирнова. — М.: Эксмо, 2016. — 226 с.
  12. Черенкова О. А. Формирование социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет в игровой деятельности. / О. А. Черенкова. — Пенза, 2015. — 204 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие, социально-коммуникативное развитие детей, игра, контрольная группа, ведущая форма общения, взрослый, высокий уровень, детский сад, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Роль театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии

Статья посвящена роли театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. Проведенный педагогический эксперимент позволил подтвер...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающихся первого класса)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающи...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Похожие статьи

Роль театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии

Статья посвящена роли театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. Проведенный педагогический эксперимент позволил подтвер...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающихся первого класса)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающи...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задать вопрос