В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные умения, задержка психического развития, особенности коммуникации, дети младшего школьного возраста, игровая деятельность, игра, взаимодействие.
The article examines the specific features of the communicative skills and social capabilities of children with mental retardation of primary school age and reveals the wide possibilities of play in their development.
Keywords: communication, communication skills, mental retardation, communication features, children of primary school age, play activities, play, interaction.
Как утверждает А. А. Леонтьев, в процессе игры дети шире познают окружающую действительность. Игра для младших школьников — это способ социального творчества и общественного самовыражения. С помощью игры младший школьник имеет возможность найти себя в коллективе класса, школы, в обществе. Совместные игры способствуют формированию и развитию у младших школьников коммуникативных умений, так необходимых для дальнейшей взрослой жизни. Игра регулирует жизненные позиции младших школьников [2, c.5].
А. А. Максимова выделяет определения коммуникативных умений:
1) Коммуникативные умения — это сознательные коммуникативные действия обучающихся, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков.
2) Коммуникативные умения — так же возможность управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приёмы и способы в решении коммуникативных задач. [5, с.78]
У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отмечается отклонение в развитии, чаще всего проявляется в трудностях усвоения учебного материала, но даже на ранних этапах развития наблюдаются особенности, которые препятствуют полноценному формированию коммуникативной сферы.
Дети младшего школьного возраста с любой формой ЗПР достаточно внушаемы, они легко перенимают фон общего настроения и, зачастую, могут оказываться под неблагоприятным влиянием старших школьников, нарушающим дисциплину. Младшие школьники с ЗПР бывают очень общительны, но несмотря на это, у них нет постоянных друзей, их контакты со сверстниками имеют ситуативный характер и отличаются поверхностностью. Зачастую ребёнок младшего школьного возраста с задержкой психического развития, некоторое время поиграв с незнакомым ребёнком, называет его другом, но при этом даже не спросил его имени.
Основной особенностью при различных формах ЗПР у детей младшего школьного возраста является инфантилизм, в следствии чего, по достижению школьного возраста, их поведение остаётся на уровне дошкольного, в котором преобладает игровая мотивация деятельности, что мешает учебной деятельности стать ведущей. Поведение и эмоциональные реакции младших школьников с задержкой психического развития не соответствуют возрасту, что существенно препятствует общению со сверстниками.
И хотя игровая деятельность остаётся ведущей — у детей младшего школьного возраста с ЗПР остаётся недостаточно сформированной сюжетно-ролевая игра, которая является высшей формой игровой деятельности. И потому ученикам с ЗПР сложно даётся освоение новой для него социальной роли — роли ученика.
К школьному возрасту у детей с задержкой психического развития не наблюдается нехватка знаний и умений в области межличностных отношений, у них недостаточно сформированы представления об индивидуальных особенностях людей, а также характерна слабость произвольной регуляции эмоциональной сферы. [3, с. 35].
Для осуществления приёма и передачи информации, младшим школьникам с ЗПР необходима помощь педагога или дополнительные вопросы для уточнения сообщения. Но при условии, что партнёр по общению эмоционально совместим с ребёнком с ЗПР и хорошо знаком — то процесс взаимоотношений в процессе деятельности может протекать вполне успешно.
Так же можно отметить, что учащиеся младшего школьного возраста с ЗПР не хотят работать с кем-либо в паре, или игнорируют партнёра, не обращая внимания на его потребности, из-за чего часто вспыхивают конфликты, выйти из которых они могут только с помощью взрослого [6, с.78].
И если у младших школьников с задержкой психического развития ведущей деятельностью остаётся игровая — то именно игра может являться наиболее эффективным и доступным средством для развития коммуникативных навыков у детей с данным нарушением развития. Использование дидактических, ролевых, тренинговых, арт-терапевтических игр во время уроков, на переменах, во внеклассной деятельности обучающихся будет способствовать успешному развитию у детей с ЗПР коммуникативной сферы.
Дидактическая игра — это из метод активного обучения, который организуется в виде учебной игры, он имеет правила, фиксированную структуру игровой деятельности и систему оценивания.
Дидактические игры бывают: с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: развитие чувства уважения друг к другу, формирование привычки использовать вежливые слова в общении.
Ход игры: дети играют с мячом, стоя в кругу. Их задача, бросая друг другу мяч, называть вежливые слова. (Можно разделить слова по группам: слова приветствия, слова извинения, слова прощания).
Ролевая игра способствует моделированию ребёнком социальных отношений; отличается свободной импровизацией, отсутствием жёстких правил и неизменных условий. В ролевых играх младшие школьники имеют возможность вступать в разнообразные контакты между собой и выстраивать взаимоотношения самостоятельно, при этом сталкиваясь с интересами других участников и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Игра «Корабль среди скал» (Фопель К.)
Цель: формирование у детей умения слышать и слушать друг друга.
Ход игры: детям необходимо образовать большой круг, который будет обозначать берег, а середина круга — море, в котором есть «скалы» (стулья). Среди детей распределяются роли: «корабль», «капитан», «гавань». Остальные дети в кругу — «Берег». «Кораблю» завязывают глаза, а «Капитан» должен управлять им на расстоянии только с помощью слов. Задача «Капитана» — провести «Корабль» так, чтобы он не наткнулся на «скалы» и точно пришёл к верной «Гавани». «Берег» внимательно следит, что бы правила не нарушались.
Игра-тренинг. Тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться). В процессе таких игр ученики с ЗПР усваивают информацию быстрее, так как обучение проходит интерактивно — они имеют возможность в игре формировать навыки и умения. Такой метод легко вовлекает младших школьников в процесс.
Игра-тренинг «Сиамские близнецы»
Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах.
Ход игры: дети делятся по парам. Им необходимо представить, что каждая пара — это сиамские близнецы. Необходимо крепко обнять партнёра за талию и использовать в передвижении только свободные руки, а шагать поочерёдно «сросшимися» ногами, затем — «боковыми». В таком положении пара должна преодолеть все препятствия (пролезть под дугой, перешагнуть через бревно). При этом необходимо проявлять внимание к действиям партнёра и подстраиваться друг под друга.
Игра с элементами арт-терапии. Арт-терапия — это направление в психотерапии и психокоррекции, которое основано на творчестве и искусстве и имеет цель воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Игры с элементами арт-терапии помогают формировать ребёнку представления о себе; изучать и выражать эмоции; развивать коммуникативные свойства личности; снимать психоэмоциональное напряжение; развивать творческие способности.
Игра «Групповая картина-Остров»
Цель: развитие навыка сотрудничества, способствовать формированию единства и понимания между участниками.
Ход игры: детям предлагается на большом листе бумаги нарисовать остров, на котором находится весь класс. Задача — создать на острове такие условия, что бы всем было хорошо и комфортно.
Таким образом, игровая деятельность способствует развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ЗПР, так как её принципы опираются на игровые мотивы, эмоциональную окрашенность и доступность для восприятия.
Литература:
- Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка: учебное пособие / О. А. Карабанова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 191 с.
- Леонтьев А. А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. — 2002. № 11. — С. 3–6
- Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус. — М.: Просвещение, 2000. — 169 с.
- Макарова, Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах / Н. Н. Макарова. — № 7, 2008 — С. 45–48
- Максимова, А. А. Учим общаться детей 6–10 лет: Методическое пособие/ А. А. Максимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 78 с.
- Тржесоглава, З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. Пер. с чешск. / З. Тржесоглава. — М.: 1986. — 256 с.