Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника / Г. А. Бикташева, Н. Н. Бервинова, В. Е. Вихрева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7361/ (дата обращения: 15.11.2024).



В дошкольном возрасте ребенка необходимо уделить внимание психологическому развитию. Педагогам дошкольного учреждения нужно систематически и планомерно формировать навыки рационального общения с внешним миром. Успешное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать появившуюся проблему и даже воздействовать на формирование новой подходящей формы поведения ребенка.

Комплексное развитие психических процессов детей для достижения рационального уровня коммуникабельности может формироваться различными механизмами и методами. Их можно разделить на несколько видов по типу восприятия:

– Визуальные методы: наглядные пособия, рассматривание иллюстраций.

– Словесные методы: чтение, рассказ, диалог.

– Игровые методы: дидактические и сюжетные игр и упражнения.

– Практические методы: театрализованная игра, проигрывание ролей, ситуаций.

– Логические методы: постановка моральных и нравственных вопросов, загадки.

– Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика. [3]

Все эти методы ориентированы на развитие у детей дошкольного периода жизни доброты, эмпатии, гуманности и к рациональному человеческому взаимодействию с окружающими миром. Более детально рассмотрим, как осуществляется социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровых методов.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и способствует формированию навыков общения и взаимодействия с окружающим миром ребенка. Игровые упражнения делятся на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу личности ребенка они воздействуют.

Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. Эти игры способствуют снятию мышечных зажимов, развивают пластичность тела, гибкость, стимулируют самовыражение дошкольников в эмоциональном движении. Игры, направленные на физиологию ребенка, способствуют, расслаблению на уровне всего тела и мышц, ребенок приобретает психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Например, такие игры как: «Двигайся, как кошка, медведь, обезьяна и т. д». [3].

Игры, способствующие успешному вербальному общению: «Расскажи о себе», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Испорченный телефон», «Коровы, собаки, кошки», «Пресс-конференция», «Секрет», «Встреча», «Кто сильнее любит», «Массаж чувствами», «Вулкан», «Я знаю пять имен своих друзей», «Здороваемся без слов» и т. д. Развитие невербального общения происходит с помощью мимики, жестов, пантомимы, проигрывается в таких играх как: «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».

Игры, знакомящие с человеческими эмоциями: «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Данные игры помогают детям выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние окружающих их людей.

Игры, цель которых помочь обратить внимание ребенка на самого себя, на свои чувства и состояние: «Опиши себя», «За что, тебя можно похвалить или поругать?», «Расскажи о своих поступках» и т. д. В ходе таких игровых упражнений происходит развитие способности ребенка задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие [1].

Игры, нацеленные на формирование осознанного отношения к своей семье и к себе, как значимому и полноправному члену семьи: «Нарисуй свою семью и свой дом», «Семейный фотоальбом», «Кто главный?», «Как зовут членов семьи», «Маленькие помощники», «Ласковое слово», «Клубочек волшебных слов», «Собери семью».

В процессе таких занятий активизируются чувства родства, теплоты, любви к своей семье, а также способствуют пониманию о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым для своей семьи.

Игры, способствующие развитию навыков взаимодействия с окружающими их людьми. Такие игры формируют у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, развивают доброжелательное, дружеское взаимоотношение с ними, создают чувство объединения, причастности к общему делу. Например, упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся общаться и договариваться, уступать, делиться фломастерами, карандашами, обсуждать содержание рисунка. В театрализованном проигрывании различных ситуаций происходит взаимодействие детей друг с другом. В процессе проигрывания сценок дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, размышляют над вопросом, какого человека называют смелым, добрым, вежливым, честным [4].

Формирование коммуникативных навыков дошкольников невозможно без взаимодействия педагога с родителями. Опыт работы в дошкольном учреждении, подтверждает, что, используя работу в детско-родительских группах и обучая законных представителей детей, некоторым приемам общения, можно повлиять на стиль их взаимодействия со своими детьми в семье, формируя и укрепляя психологическое здоровье дошкольников.

Результатом целенаправленной работы педагогов и родителей, дети обретают навыки рационального взаимоотношения с окружающими, способность понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, развивается способность к сопереживанию и отзывчивости. У детей дошкольного возраста с формированными навыками общения дает им существенное обогащение коммуникативного опыта и способность нейтрализовать межличностные проблемы [1].

C:\Users\User\Desktop\20220506_155112.jpg

C:\Users\User\Desktop\20220506_160628.jpg

C:\Users\Максим\Downloads\IMG-20220512-WA0024.jpg C:\Users\User\Downloads\20220506_155157.jpg

C:\Users\Максим\Downloads\IMG-20220512-WA0025.jpg C:\Users\User\Desktop\20220506_160315.jpg

Литература:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/10/nachalo-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u

2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/01/metodicheskaya-razrabotka-konspekt-ood-po-formirovaniyu

3. https://solncesvet.ru/seminars/razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-rebenka.127259779/

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/03/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-navykov-obshcheniya-detey-doshkolnogo

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Игра как источник усвоения жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Игра как технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Игра как источник усвоения жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Игра как технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос