Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности
Автор: Русяева Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2019
Статья просмотрена: 4252 раза
Библиографическое описание:
Русяева, И. В. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности / И. В. Русяева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15335/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время я работаю с детьми раннего возраста. Социальное положение группы благополучное, большинство детей из полных семей.
Работая с детьми, заметила, что у некоторых из них наблюдается задержка активной речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха.
Ранний возраст — уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир в котором живёт. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребёнка.
Ранний возраст — это не только важный и ответственный этап развития человека, но ещё и очень трудный возраст для педагога. В это время ребёнок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему неприменимы многие приёмы и методы воспитания и обучения, которые используют в работе с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, фронтальные, организованные занятия не достигают своей цели, малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого. Словом, для детей раннего возраста необходима особая педагогическая программа, которая отвечает потребностям и возможностям ребёнка и способствует его полноценному развитию.
Речь большинства детей этого возраста характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Каждый человек приходит в этот мир как чистая книга. Для того, чтобы ребенок успешно развивался, хорошо учился в школе, необходимо еще в раннем возрасте начинать развивать его речь, как основу коммуникации ребенка с другими людьми. На сегодняшний день существует огромное количество методик, которые позволяют эффективно обучать ребенка устной речи, так же детские товары очень разнообразны и могут стать отличным вспомогательным материалом в занятиях с малышом.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Это привело меня к мысли о том, что необходимо больше внимания уделять развитию речи детей самого раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной четкой красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познания окружающего мира и развитием личности в целом.
Многочисленные психолого-педагогические исследования доказали, что дошкольное детство — наиболее сенситивный период для развития речи. Поэтому очень важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети овладели не только правильной, но и хорошей речью. Следовательно, развитие речи — одна из важнейших задач дошкольного образования.
Опираясь на богатый опыт исследований, которые проводили выдающиеся педагоги и психологи, мы можем сказать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому в центре внимания педагогов с целью развития детской речи должна быть организация игровой деятельности.
Игра — первая ступень воспитания, она представляет благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого следует, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык.
Таким образом, проблема развития речи детей средствами игровой деятельности актуальна на сегодняшний день, она требует дополнения и обогащения теоретических и практических рекомендаций по организации игровой деятельности дошкольников с целью речевого развития детей и овладения ими родным языком.
Игры и упражнения дадут хороший результат только в том случае, если воспитатель четко представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства. Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения. Ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающего мира, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Существующая необходимость в рациональном построении, организации и применении ее в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного ее изучения. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития. Играющий ребенок непрерывно говорит; он не говорит в том случае, если играет один и манипулирует предметами, не стимулирующее к разговору. Но есть игры, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это те игрушки, которые изображают одушевленные предметы: животных, людей. Например, лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как со своей живой лошадью говорит ее хозяин. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Кукла становится партнером по общению для ребенка. Особенную роль в развитии речи играют подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким двух-трехлетним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стих, предписывающий то или иное игровое действие. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и т. д.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В работе с детьми раннего возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит» и др. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр. Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизация словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.