Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.11.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Качанова, А. П. Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / А. П. Качанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118966/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается значение дидактических игр в развитии активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, интонационной культуры, связной речи старших дошкольников. Приводится опыт и результаты применения словесных, настольно-печатных игр и игр с предметами для речевого развития детей.

Ключевые слова: дидактические игры, развитие речи, дошкольники, связная речь, грамматический строй, интонационная культура.

Развитие речи детей дошкольного возраста является важной задачей педагогов. Задачи речевого развития обозначены в Федеральной образовательной программе дошкольного образования 5 и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 6.

Значение речевого развития детей именно в старшем дошкольном возрасте обусловлено тем, что это период подготовки к школе, когда речь становится не только средством общения, но и необходимым условием успешного освоения знаний и навыков, которые потребуются в школе.

Эффективным средством речевого развития дошкольников являются дидактические игры. Такие игры содержат в себе игровую и обучающую задачу, правила, систему оценивания. Дидактические игры развивают все стороны речи ребенка, а также воспитывают любовь к родному языку, художественному слову, формируют мотивацию и интерес к чтению.

Особенности речевого развития дошкольников раскрываются в исследованиях Л. В. Ворошиной 1, Е. Ю. Протасовой 2 и др. Методика организации игровой деятельности детей дошкольного возраста представлена в работах А. И. Савенкова 3, Е. О. Смирновой 4 и др.

Дидактические игры мы применяем наряду с другими средствами речевого развития детей. Обратили внимание, что дидактические игры обладают рядом достоинств. Прежде всего, данные игры показывают высокую эффективность. Диагностика показывает, что даже несколько занятий оказывают положительное влияние на динамику развития речи. При систематическом проведении занятий с дидактическими играми в течение учебного года достигается значительный результат. Среди достоинств дидактических игр следует отметить и то, что существующее многообразие таких игр позволяет успешно развивать разные стороны речи — активный и пассивный словарь, связную речь, грамматический строй, интонационную культуру речи.

Кроме того, дидактические игры вызывают большой интерес у детей за счет того, что в них присутствует не только обучающая, но и игровая задача. Заинтересованность детей в игровых действиях повышает эффективность обучения.

Отметим также и то, что проведение дидактических игр не требует длительной подготовительной работы. Если сформирована картотека игр, их можно проводить в любое удобное время, встраивая в занятия, а также на прогулке.

Нами сформирована картотека дидактических игр, которая учитывает возрастные особенности детей, типичный уровень освоения речи в определенном возрасте. В своей педагогической работе мы применяем словесные и настольно-печатные дидактические игры, а также игры с предметами. В каждом виде дидактических игр представлены игры по категориям — игры на расширение словаря, игры на развитие звуковой культуры речи, игры на развитие диалогической и монологической связной речи и др.

Рассмотрим подробнее специфику проведения дидактических игр и приведем некоторые примеры.

Дидактические игры мы проводим с детьми по подгруппам (4–5 детей), а также индивидуально, когда требуется дополнительная работа с конкретным ребенком.

Словесные игры представляют собой дидактические игры, в которых не применяются какие-либо предметы, а основным средством взаимодействия между педагогом и ребенком, а также детей друг с другом является речь. Удобство таких игр состоит в том, что их комфортно проводить даже на прогулке, т. к. для их проведения не требуется каких-либо предметов, максимум — мяч. Например, для обучения согласованию слов в предложении и закреплению употребления в речи глаголов проводим словесную дидактическую игру «Что происходит в природе?». Такую игру мы проводим с детьми на лексические темы по временам года. Так, при изучении темы «Осень» задаем ребенку вопрос «Что делают листья осенью?» и бросаем ребенку мяч. Дошкольник бросает нам мяч обратно и отвечает «Опадают, желтеют, краснеют…». Задаем вопрос «Что делают осенью птицы?», ребенок отвечает «Улетают в теплые края» и т. д.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет развитие связной речи. Поэтому часть дидактических игр направлена на развитие монологической и диалогической речи, формирование навыков составления связных высказываний. Так, например, высокую эффективность показывает дидактическая игра «Почему?». Такая игра развивает связную речь, упражняет в использовании сложноподчиненных предложений, развивает мышление детей. Педагог задает ребенку вопрос, который начинается со слова «Почему?», а ребенок отвечает, составляя развернутое высказывание. Например, педагог спрашивает: «Почему тебе нравится лето?», а дошкольник отвечает: «Мне нравится лето, потому что в это время года тепло, светит ярко солнце, а природа очень красивая. Мы с родителями приезжаем летом в гости к бабушке и дедушке на дачу. Летом я провожу много времени с друзьями» и т. д.

Детям очень нравятся также настольно-печатные дидактические игры. Мы подобрали несколько комплектов таких игр, занятия проводим в помещении группы. Особенность таких игр в том, что они задействуют сразу два канала восприятия информации — не только слух, но и зрение. Эти игры наглядные, яркие, эстетически привлекательные, что вызывает интерес у детей, желание играть.

В качестве примера приведем настольно-печатную дидактическую игру на липучках «Изучаем алфавит». Игра представляет собой несколько игровых полей и комплект карточек на липучках, а также набор фломастеров и пластилина. Сначала детям предлагается посмотреть на игровое поле в виде солнца, на котором изображены вразброс буквы алфавита. Буквы белого цвета, виден только их контур. Ребенок наугад достает карточку с изображением буквы, произносит ее, находит такую же букву на игровом поле и закрашивает ее фломастером. Затем ребенок находит карточки с изображениями предметов, которые начинаются на эту букву. После этого на другой карточке делает плоскостное изображение буквы из пластилина. Наконец, ребенок учится выкладывать слово из карточек с буквами алфавита. Данная дидактическая игра проводится с детьми подготовительной группы. В ходе этой настольно-печатной игры расширяется пассивный словарь дошкольников.

Совершенствованию звуковой культуры речи помогает настольно-печатная игра «Звуковые улитки». Данная игра развивает лексико-грамматические категории речи, фонематический слух, направлена на автоматизацию и дифференциацию звуков. На игровом поле представлено изображение улиток, на раковине — изображения предметов, в названиях предметов присутствует какой-либо звук. У каждой улитки свой набор предметов с определенным звуком. К примеру, на одной из улиток представлены изображения предметов, в названиях которых присутствует звук «л»: лапа, лавина, салат, колобок, болото и др. Ребенок называет эти слова, при этом он и педагог обращают особое внимание на произношение звука «л».

Детям интересны также и дидактические игры с предметами на развитие речи. Например, проводим с дошкольниками игру «Говорящий кубик». Детям предлагается кубик, на каждой грани которого изображено животное (корова, курица, ворона, кошка, собака и др.). Ребенок подбрасывает кубик и смотрит, какая грань кубика ему выпала. Называет изображенное животное и голосом подражает этим звукам. Такая игра развивает дикцию, владение интонационной стороной речи.

Чтобы оценить эффективность применения дидактических игр, мы проводим диагностику речевого развития детей в начале, в середине и в конце учебного года. Диагностика показывает, что дидактические игры результативны. После проведения игр мы фиксируем, какие именно игры вызвали интерес у детей, а какие показались им скучными. Также фиксируем, насколько дидактическая игра соответствует уровню речевого развития ребенка в данный момент. При необходимости мы проводим корректировку, обновляем картотеку игр в соответствии с интересами детей.

Наш опыт показывает, что результативность применения дидактических игр обеспечивается за счет систематичности их проведения. Мы проводим с детьми дидактические игры на развитие речи ежедневно: в зависимости от того, как они запланированы в календарно-тематическом плане, проводим игры на прогулке, в ходе игровых занятий, до завтрака и во второй половине дня. Проведение игры не занимает много времени, но при этом одновременно развлекает детей и приносит большую пользу для речевого и познавательного развития дошкольников.

Отметим также, что многие игры на развитие речи могут проводить и родители со своими детьми дома. Поэтому мы подобрали 10 самых интересных и увлекательных игр, разработали буклет с этими играми и раздали его родителям. Такие игры являются и средством развития речи, и интересным для детей досугом, и способом укрепления взаимоотношений между детьми и родителями.

Таким образом, дидактические игры — это одно из наиболее эффективных средств развития детей дошкольного возраста. Такие игры применяются как для познавательного, так и для речевого развития детей. Нередко в них осуществляется интеграция образовательных областей. В своей работе с детьми мы применяем словесные и настольно-печатные дидактические игры, игры с предметами. Их применение показывает высокую эффективность в речевом развитии старших дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе.

Дидактические игры содержат в себе одновременно игровое и обучающее начало, поэтому интересны детям и при этом развивают все компоненты их речи.

Литература:

  1. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2021. — 302 с.
  2. Протасова Е. Ю. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Юрайт, 2021. — 208 с.
  3. Савенков А. И. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2021. — 339 с.
  4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: Сфера, 2023. — 208 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) // Российская газета. — 2013. — № 265.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, речевое развитие детей, развитие речи, связная речь, высокая эффективность, дидактическая игра, дошкольный возраст, изображение предметов, грамматический строй.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду

Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...

Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования

В статье рассматривается проблема развития сенсорики, математических представлений и речи в дошкольной образовательной организации посредством лего-конструирования и устного народного творчества. Описываются развивающие и корригирующие методы. Дается...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения

В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду

Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...

Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования

В статье рассматривается проблема развития сенсорики, математических представлений и речи в дошкольной образовательной организации посредством лего-конструирования и устного народного творчества. Описываются развивающие и корригирующие методы. Дается...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения

В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Задать вопрос