Роль дидактических игр в развитии связных высказываний старших дошкольников.
Ключевые слова: педагогика, развитие речи, дидактические игры, коммуникация, дети.
В современной дошкольной педагогике основной проблемой является поиск методов оптимизации речевого развития. Социальное окружение детей претерпело значительные изменения, характеризующиеся медиатизацией социального пространства, чрезмерной информационной насыщенностью, заметным сокращением непосредственного общения и увеличением дистанционных способов взаимодействия. Такая социокультурная динамика инициирует целый спектр проблем для психофизиологического формирования малышей, в частности, затрудняет формирование устойчивых навыков речи, что обусловлено и особенностями врожденного развития.
Эти обстоятельства стимулируют специалистов дошкольного образования концентрировать усилия на преодолении трудностей развития связной речи у воспитанников, чтобы подготовить ребят к успешному усвоению знаний в школе.
Период дошкольного детства характеризуется значительным прогрессом в развитии у старших дошкольников связной речи. Процесс развития способствует не только полноценному овладению речью, что необходимо для интеллектуального, эстетического, и морального развития, но и закладывает серьезную базу для будущего обучения в школе ребенка.
Значение связной речи и ее развитие в дошкольные годы нельзя недооценивать, поскольку оно происходит в тесном взаимодействии с освоением ребенком звукового разнообразия, обогащения словарного запаса и грамматической структуры языка. Основная задача педагогического процесса в этом контексте — поддержать формирование и развитие речевых навыков, понимание слов и фраз, систематизацию языковых норм и правил, включая морфологию, синтаксис и словообразование, согласование, а также содействие в развитии четкости звучания речи и способность выражать свои мысли.
Словесное творчество рассматривается как наиболее сложный вид творческой деятельности. У детей старшего дошкольного возраста проявляется активное познание мира. На протяжении этого периода, дети не только овладевают точным произношением звуков языка, но и расширяют свои навыки в регулировании динамики голоса, скорости словесного потока и интонаций. Такое совершенствование звуковой составляющей речи отражает углубление коммуникативной компетенции.
Старшие дошкольники осваивают и активно используют новые слова, включая синонимы, антонимы, омонимы, что свидетельствует о дальнейшем лексическом обогащении. Этот процесс, по своей сути, предвещает формирование творческой составляющей формирования связной речи, где разнообразие представлений об окружающем мире служит фундаментальной основой.
«Развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком разных значений одного и того же слова» [3, с. 32].
Так дети осознают глубину семантики слов, что дает им возможность более свободно излагать свои мысли.
«В старшем дошкольном возрасте у детей появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. В то же время, дети старшего дошкольного возраста еще нуждаются в предшествующем образце педагога» [3, с. 32].
Дидактические игры в контексте дошкольного образования представляют собой важный инструмент для формирования связной речи. Преимущество игровой формы заключается в её простоте и естественности для восприятия ребёнка, что способствует более эффективному усвоению знаний, умений и навыков.
Принимается во внимание тот факт, что игра занимает центральное место в когнитивном и психологическом развитии детей дошкольного возраста. Именно сюжетно-ролевая игра занимает приоритетную позицию среди видов детской деятельности
«…вид деятельности дошкольника, в котором создаются особые условия для актуального развития всех основных сфер личности ребенка: потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной, морально-нравственной, действенно-практической, межличностно-социальной, экзистенциально-бытийной» [2, с. 10]
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию «психических новообразований» для поднятия на более высокую ступень развития: «иерархия мотивов, самостоятельность, начало произвольности, воображение, умение действовать в коллективе, полоролевая идентификация, освоение разных социальных ролей и многое другое» [2, с. 10].
Невзирая на интуитивно явную ценность данного метода, на деле требуется глубокая проработка стратегии её рациональной интеграции в педагогический процесс. В этой связи ключевое значение приобретает комплексный анализ организационных аспектов применения дидактических игр, с целью повышения эффективности работы. Это направление исследований поможет определить методическую основу для оптимизации процесса обучения и воспитания, учитывая потребность в усиленном внимании к деталям их внедрения в учебную деятельность.
Дидактические игры дают наибольший эффект по развитию связной речи у старших дошкольников. В это время уже желательно, чтобы дидактическая игра представляла собой определенную тему из жизни животных, птиц, обитателей моря, леса. Темой для игры возможно выбрать посещение магазина, аптеки, одежды кукол, описанию транспорта.
Наиболее простая игра «Заверши предложение». Тема игры должна представлять собой определенную сферу жизни. При таком моно-погружении дети получат большую возможность расширить свой словарный запас и научиться составлять связанный рассказ.
Например. На картинке нарисован медведь и медвежата, которые вышли из леса. Диалог необходимо выстроить таким образом:
Воспитатель:
— Мама медведица …
Ребята продолжают:
— Вышла из леса, а с ней ее медвежата.
Воспитатель:
— В лесу было…
Ребята:
— Светло. Светило солнце.
Безусловно, перед тем, как начинать подобную игру, ребятам необходимо рассказать о медведях, об их повадках. Отдельное занятие посвятить лесу. Рассмотреть разные картинки леса. Какой он бывает: темный, яркий, в лесу светит солнце; в лесу было темно, потому, что на улице пасмурно и т.д.
И только после проработки всех деталей можно в картинке объединить лес и медведей. Тогда у ребят получится связный рассказ.
В настоящее время большим подспорьем в такой работе являются технические средства. Можно сделать аудио- ли видеозапись предложений ребят. Затем, из их предложений собрать рассказ, или сказку. Можно на звук сказки наложить картинки. Таким образом, возрастет не только заинтересованность ребят в подобной игре, но и расшириться словарный запас, благодаря ярким эмоциональным впечатлениям.
Возможно, что ребят заинтересует сам процесс, и они дома будут практиковать подобные игры. Многие ребята в 5–6 лет уже способны это делать за компьютером.
Дидактических игр множество. В настоящее время большим подспорьем для воспитателя являются технические средства. Например, изучить повадки подводного мира можно при помощи видео на компьютере, либо при помощи специально сделанной презентации. Объединив два вида в несколько занятий, также можно достичь достаточно большого пополнения словарного запаса и развития связной речи.
Надо отметить, что в старшем дошкольном возрасте ведущим в работе над связной речью является диалог. При помощи данной формы общения, ребята быстрее находят выражения, подбирают слова, описывают картинку ит.д. Диалог является первым этапом к выстраиванию монологической речи. Но, подобная работа, которая начинается в детском саду будет продолжена в младших классах школы.
Из всего сказанного можно сделать вывод.
- Воспитание детей включает в себя формирование связности выражения мыслей — процессом, связанным с формированием их когнитивных способностей. Обогащение интеллектуального потенциала ребенка происходит через речевую активность.
- Развитие связной речи необходима не только для подготовки старшего дошкольника к школе. Это важно для его осознания себя в социуме, для развития навыков коммуникации, а также творческого воображения.
- Дидактические игры являются базовой формой работы над связностью речи, т. к. именно через игру ребенок более глубоко и эмоционально воспринимает мир. Таким образом расширяется и его словарный запас.
Литература:
- Бондаренко, Е. А. Дидактические игры для детей.– М.:АСТ,2003 –200с.
- Вялова, Н. В. Использование ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста/Л. В. Красильникова//Мир науки. Педагогика и психология.– 2021.–№ 6.–Т.9– С.3–12
- Капунова, Т. М. Тренинговые занятия как один из методов в работе психолога детского сада по формированию у детей способности к словесному творчеству// Проблемы современной науки.– 2006.–№ 1. — С.31–34
- Фомина, Е. Развиваем связную речь/Л.Шадрина.– М.:Сфера,2012.–128с.