Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи у старших дошкольников

Научный руководитель
Педагогика
03.04.2025
77
Поделиться
Библиографическое описание
Волкова, М. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи у старших дошкольников / М. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 161-166. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123862/.


Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи у старших дошкольников

Волкова Марина Андреевна, студент

Научный руководитель: Малеева Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета

В статье рассмотрена проблема развития связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. Согласно теории А. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, развитие связной речи у детей наиболее эффективно происходит в процессе сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативных навыков и умений у детей. Они учат их красиво и ясно говорить, понимать других людей, быть вежливыми и соблюдать правила общения, выражать свои эмоции и отстаивать свою точку зрения. Игра позволяет детям расслабиться и отдохнуть, что способствует совершенствованию их речевых навыков и пониманию, делая речь более красивой и понятной. Старший дошкольный возраст характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие навыков ведения диалога, умения вступать в беседу, соблюдать правила речевого этикета, выражать свои эмоции и аргументировать свою точку зрения.

Ключевые слова: старшие дошкольники, связная речь, сюжетно-ролевая игра.

Введение

Сюжетно-ролевая игра представляет собой уникальную и многогранную форму детской деятельности, которая занимает важное место в процессе развития детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети начинают активно осваивать социальные роли, учатся взаимодействовать друг с другом, а также развивают свои коммуникативные навыки. Сюжетно-ролевая игра, как форма игры, позволяет детям не только развлекаться, но и осваивать сложные речевые конструкции, расширять свой словарный запас и формировать связную речь. В процессе игры они учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции, что является важным аспектом их общего развития.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов и подходов к развитию связной речи у старших дошкольников. В условиях современного общества, где коммуникация и способность к взаимодействию становятся все более важными, необходимо уделять особое внимание формированию у детей навыков связной речи. Сюжетно-ролевая игра, как средство, способствующее этому процессу, требует глубокого изучения и анализа.

Исследования показывают, что активное участие детей в сюжетно-ролевых играх не только улучшает их связную речь, но и способствует развитию социальной адаптации, эмоциональной сферы и креативного мышления.

В данной работе мы рассмотрим несколько ключевых аспектов, связанных с сюжетно-ролевыми играми и их влиянием на развитие связной речи у старших дошкольников. В первую очередь, мы определим, что такое сюжетно-ролевая игра, выделим ее основные характеристики и особенности. Далее, мы проанализируем роль сюжетно-ролевых игр в развитии речевых навыков, акцентируя внимание на том, как именно такие игры способствуют формированию связной речи у детей.

Определение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра — это форма игры, в которой участники принимают на себя определённые роли и создают сценарии, связанные с вымышленной жизнью персонажей. Особенностью сюжетно-ролевой игры является динамическое взаимодействие между участниками, которое происходит в рамках заданного сюжета или тематики. Главное внимание в таких играх уделяется не только совместным действиям, но и развитию каждого персонажа, его особенностей и целей, что способствует общему прогрессу группы [1].

Для старших дошкольников сюжетно-ролевая игра приобретает особое значение, так как в этом возрасте наблюдается активное развитие воображения и социальных навыков. Дети учатся адаптироваться к различным социальным ролям, таким как врач, продавец или учитель, что позволяет им не просто имитировать поведение, но и осознавать и исследовать социальные взаимодействия в разнообразных контекстах [2].

В процессе игры осуществляется не только развитие речи, но и формирование личностной идентичности, что является важным этапом в дошкольном возрасте. В рамках сюжетно-ролевой игры дети взаимодействуют друг с другом, обсуждают игровые ситуации, вносят изменения в сценарий, исходя из своих предположений и фантазий. Это взаимодействие требует от них использования связной речи, что способствует активному обогащению словарного запаса, пониманию грамматических структур и формированию навыков самостоятельного выражения своих мыслей [3].

Важно отметить, что сюжетно-ролевая игра может включать в себя элементы различной социальной и культурной реальности, что предоставляет детям возможность сопоставлять свои роли с реальной жизнью и расширять горизонты своего восприятия внешнего мира. Дети могут обучаться различным нормам поведения и правилам взаимодействия, что, в свою очередь, развивает их коммуникативные навыки и способность к эмпатии [4].

Работа в группах во время сюжетно-ролевых игр также способствует формированию социального интеллекта. Взаимодействие с другими детьми позволяет развивать навыки переговоров, разрешения конфликтов и коллективной игры. Это в свою очередь отражается на уровне эмоционального и социального комфорта ребенка, что напрямую связано с его способностью к общению и развитию связной речи [5].

Таким образом, сюжетно-ролевые игры становятся не только средством развлечения, но и важным инструментом для комплексного развития детей, способствуя формированию у них навыков, необходимых для успешного общения и взаимодействия в будущем.

Сюжетно-ролевая игра в развитии связной речи старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте речь детей становится более связной, грамматически правильной и ситуативно независимой. Развивается осознанное отношение к речи и умение передавать информацию понятно для собеседника. Важную роль играет сюжетно-ролевая игра, которая, по мнению Выготского и Леонтьева, наиболее эффективно способствует развитию связной речи.

В игре дети выражают свои мысли и чувства, проигрывают жизненные ситуации и осваивают различные темы (бытовые, производственные, общественные). Разнообразие игровых умений способствует тематическому разнообразию и самореализации в общении. Игра развивает навыки диалога, речевого этикета, выражения эмоций и аргументации. Даже монологическая речь в игре может быть формой диалога с воображаемым собеседником.

Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию творческой активности, самостоятельности мышления, преодолению трудностей в развитии связной речи, усвоению грамматических норм и обогащению словарного запаса [6].

Заслуживает внимания и тот факт, что сюжетно-ролевые игры могут варьироваться по тематике и сложности, в зависимости от возраста и уровня развития детей. С помощью настройки сценариев, педагоги могут делать акцент на конкретных речевых аспектах, например, обучать выражению эмоций, ведению диалога, формированию вопросов и четкому изложению мыслей. Это открывает широкие возможности для развития связной речи, что является важной задачей дошкольного образования.

Сюжетно-ролевые игры способствуют расслаблению, снимают напряжение и активизируют речь детей, делая её более понятной. Игры развивают связную речь, обогащают словарный запас и углубляют представления об окружающем мире, знакомя с новыми предметами и явлениями. Они улучшают интонационную выразительность, дикцию и диалогическую речь, учат детей беседовать, отвечать на вопросы и рассказывать. Сюжетно-ролевые игры — важный инструмент развития связной речи в дошкольном возрасте, обеспечивающий разнообразие методов обучения и общее развитие личности в условиях дружелюбного общения [7].

Методики и результаты диагностики связной речи у старших дошкольников

Диагностика связной речи у детей старшего дошкольного возраста прошла в детском саду «Голубок» Нижнетуринского городского округа с участием 16 детей старшей группы № 11. Использовались методики О. С. Ушаковой, методика Е. А. Стребелевой «Составь рассказ по картинке» и методика обследования диалогической речи А. В. Чулковой.

Цель исследования: определение уровня развития связной речи у старших дошкольников.

Этапы:

1. Подготовительный подбор методов и планирование процедуры.

2. Диагностический — проведение исследования.

3. Итоговый — анализ и обсуждение данных.

Методика «Опиши предмет».

Цель: описать предмет, выбранный педагогом: машинку для мальчиков и куклу для девочек. Выявляет способность ребенка описывать предмет и связывать слова в предложения.

Результаты.

Высокий уровень — 37,5 % детей (6 человек), средний уровень — 62,5 % детей (10 человек). Низкого уровня не выявлено.

Девочки:

1. Отвечали «она красивая» и «она большая».

2. Дали имя кукле: Ева — Эльза, Катя — Вика, Алиса — Маша.

3. Рассказывали, что с куклой можно играть, кормить и переодевать.

Мальчики:

1. Отвечали, что машинка серая, маленькая, у неё четыре колеса и открываются двери.

2. Трое составили подробные рассказы о машинах: участие в гонках, поездки людей, наличие машин в семье.

3. Марсель назвал марку игрушечной машинки — «Волга».

4. Никита и Матвей заявили о желании стать водителями.

5. Остальные давали подробные ответы на вопросы воспитателя.

Было выявлено, что многие дети могут описывать предмет после уточняющих вопросов, самостоятельно называя только предмет и пару его качеств.

Методика «Опиши мяч».

Цель второй методики — оценить способность ребёнка описывать предметы, не опираясь на визуальные опоры.

Воспитатель предлагает ребёнку рассказать о мяче: какой он, для чего служит и что с ним можно делать. По ответам ребёнка можно сделать вывод об уровне развития его связной речи: высоком, среднем или низком.

Результаты.

По итогам второй методики можно отметить, что высокий уровень развития связной речи наблюдается только у 25 % детей (4 человека), а средний уровень — у 75 % (12 человек). Высокий уровень оказался ниже, чем в первой методике, что свидетельствует о сложности описания предметов без наглядности. Несмотря на это, некоторые дети справились с заданием на отлично, и ни у кого не было зафиксировано плохих результатов. Ребята называли признаки мяча: круглый, маленький или большой, какого он цвета. 5 детей самостоятельно определили спортивные игры, в которых фигурирует мяч: футбол, баскетбол, волейбол. Большинству детей потребовались уточняющие вопросы воспитателя.

Методика «Составь рассказ по картинке».

Третью методику О. С. Ушаковой «Опиши собаку» мы заменили на методику Е. А. Стребелевой «Составь рассказ по картинке». Это было сделано после того, как мы выяснили, как дети могут описывать предметы. В дальнейшем мы немного усложним задания. Оценка ответов детей также осуществляется по трехбалльной системе.

Цель данной методики — определить способность ребёнка создавать последовательный и связный рассказ на основе серии картинок «Разбитая чашка». Оценивается способность ребёнка понять логику действий, изображённых на картинках, расположить их в соответствии с сюжетом и создать связный рассказ.

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть две картинки (на первой изображено начало действия, на второй — его завершение), расположить их в правильном порядке и составить рассказ.

Результаты.

По итогам проведения методики «Составь рассказ по картинке», у 31 % детей (5 человек) определен высокий уровень развития связной речи. Эти дети с большим интересом отнеслись к заданию и с лёгкостью придумали сюжет к картинкам. Для примера приведем рассказ Евы: «Мама купила новую кружку, чтобы пить из нее чай и кофе. Она попросила меня принести ей чай, чашка стояла на кухне, на столе. Я нечаянно ее уронила, и кружка разбилась, я сказала маме: «Прости, мамочка». Мама меня не ругала и сказала: «Ничего страшного, купим новую кружку». Рассказ достаточно информативный, есть последовательность действий, реплики персонажей (мамы и Евы), связный сюжет. Ева прекрасно справилась с заданием.

Средний уровень развития определен у 56 % детей (9 человек), которые не проявили заинтересованности в задании в полной мере, в некоторых моментах рассказа наблюдались длительные паузы. Путаницы в последовательности не было. Рассказы этих детей были неуверенными, но наводящие вопросы воспитателя помогали им составить свои рассказы до конца. Из 16 детей у 2 человек (13 %) оказались низкие результаты. Эти дети сказали только одну фразу: «Кружка разбилась». На вопрос «А почему кружка разбилась?» отвечали «упала» и «не знаю».

Методика «Рассказ на определённую тему».

Мы применяли методику О. С. Ушаковой «Рассказ на определённую тему», чтобы оценить способность детей описывать заданную тему и уровень владения связной речью. Детям было предложено составить рассказ на интересную для них тему, например, «Мой любимый мультфильм», «Моя семья» или «Мои друзья».

Результаты.

Результаты показали, что 44 % детей (7 человек) продемонстрировали высокий уровень развития связной речи, а 56 % (9 человек) — средний. Низких результатов не было выявлено. Дети легко справились с заданиями на близкие им темы. Среди популярных мультфильмов у девочек были «Клуб Винкс», «Холодное сердце», «Сказочный патруль» и «Царевны», а у мальчиков — «Щенячий патруль», «Турбозавры» и «Фиксики». Некоторые дети смогли составить рассказы о своих друзьях и семье, но им потребовалась помощь воспитателя.

Методика «Пересказ».

Цель  оценить умение детей устно излагать прочитанное.

Дети слушали рассказ Л. Н. Толстого «Косточка» и затем пересказывали его.

Результаты

Результаты показали, что 25 % детей (4 человека) продемонстрировали высокий уровень развития связной речи, 44 % (7 человек) — средний, а 31 % (5 человек) — низкий. Дети с низким уровнем пересказывали рассказ невнимательно, путались в событиях и ожидали помощи воспитателя. Двое детей не смогли запомнить имя главного героя и затруднились сделать выводы о его поступке.

Вывод: Методики по О. С. Ушаковой и Е. А. Стребелевой позволили распределить детей старшей группы по уровням развития связной речи: высокий уровень — у 5 детей, средний — у 11 детей, низкий уровень не выявлен.

С помощью ранее проведенных методик мы определили уровень связной монологической речи детей. Следующим шагом стало выявление уровня связной диалогической речи с помощью методики диагностики А. В. Чулковой, включающей речевой этикет, реплицирование и составление диалогов.

Первый метод — речевой этикет.

Темы:

1. Приветствие

2. Знакомство

3. Просьба

4. Извинение

5. Конфликт в игре

6. Обращение к взрослому

Ситуации:

1. Ты пришел в детский сад и встретил воспитательницу Ирину Николаевну . Как ты ее приветствуешь?

2. В вашу группу пришла новая девочка . Как ты к ней обратишься?

3. Ты поливаешь цветы и не можешь достать один на шкафу . Как ты попросишь помощи у няни?

4. Ты сломал мамин цветок во время игры . Как ты извинишься?

5. Ты хочешь быть капитаном на корабле , но другой мальчик уже занял место. Что ты ему скажешь?

6. Тебе нужно узнать время . Как ты обратишься к взрослому?

Результаты.

По итогам диагностики 37 % детей (6 человек) показали высокий уровень развития связной диалогической речи. Они свободно владеют правилами поведения и вежливого обращения, связно выражают мысли и хорошо общаются.

Средний уровень был определен у 44 % детей (7 человек). Они знают правила, но иногда забывают их употреблять и испытывают затруднения при замене фразы.

Низкий уровень был выявлен у 19 % детей (3 человека). Они используют только выученные фразы и обращения, испытывают трудности в общении и путают формы обращения.

Второй метод: Реплицирование.

Цель: выявить наиболее часто используемые детьми виды реплик и их реакции в процессе беседы

Взрослый предлагал ребенку поговорить по телефону, произнося реплики-стимулы и ожидая реплики-реакции. Если ребенок не отвечал, взрослый переходил к следующей реплике. Были выбраны четыре типа побудительных реплик диалога: сообщение, побуждение к совместному действию, предложение и колебание. Ответы анализировались по критериям: наличие побудительных реплик, общее количество реплик, количество диалогических единств.

Результаты

5 человек показали высокий уровень. Дети охотно вступали в диалог, быстро реагировали.

Средний уровень:

У 5 человек выявлен средний уровень. Дети быстро реагировали, но часто меняли тему.

Низкий уровень:

У 6 человек низкий уровень. Дети не проявляли инициативы, ответы однословные.

Третий метод: составление диалогов.

Этот метод является заключительным этапом нашего исследования, направленного на выявление уровня развития диалогической речи у детей старшей группы.

Цель: определить, насколько эффективно дети применяют имеющиеся навыки при самостоятельном составлении диалогов.

Детям было предложено рассмотреть картинку с двумя беседующими зайцами и придумать их диалог. Темы могли быть разнообразными: подготовка к зиме, поиск еды, встречи с другими лесными обитателями. Дети могли использовать юмор, дружбу или приключения, что придавало игре увлекательный характер.

Задание способствовало развитию творческих, коммуникативных и речевых навыков, а также взаимодействию детей друг с другом.

Результаты

7 человек показали низкий уровень связной диалогической речи, используя короткие предложения и заменяя реплики жестами. Они не проявляли инициативу и составляли диалоги только по наводящим вопросам.

Дети со средним уровнем испытывали трудности, но смогли составить диалоги с ошибками в построении предложений.

Дети с высоким уровнем без проблем составили увлекательные диалоги с богатым воображением и экспериментированием со своей речью.

Данные показывают, что многие дети старшей группы не способны корректно и красиво говорить, строить длинные предложения и использовать богатый словарный запас. Они испытывают трудности в построении диалога, но с монологом справляются лучше.

Необходима целенаправленная работа по развитию связной речи у старших дошкольников.

Рекомендации воспитателю

Воспитатель играет ключевую роль в организации сюжетно-ролевых игр, направляя и активно участвуя в процессе. Он знакомит детей, создает условия для взаимодействия и удовлетворения потребностей, формирует детские объединения, помогая детям регулировать отношения.

В игре дети учатся действовать и общаться в соответствии с заданной ролью, выражать мысли и мнения. Воспитатель может помочь детям, если они не умеют участвовать, и создать комфортную игровую среду для инициативы и самоуправления.

Воспитатель следит за усвоением норм и правил поведения, что помогает разрешать конфликты и развивать дружбу.

Дети учатся самостоятельно выбирать тему, игровые способы и речевые формы, развивают словарный запас и умение точно выражать мысли.

Воспитатель обогащает содержание игры, расширяя игровые горизонты и активизируя воображение, вводит новых персонажей, меняет условия и подсказывает решения, развивая связную речь.

Воспитатель руководствуется следующими задачами:

– развитие игры как деятельности;

– расширение тематики;

– усвоение социального опыта;

– воспитание детского коллектива и каждого ребёнка;

– развитие психических процессов;

– социализация личности.

Воспитатель помогает детям выстраивать доброжелательные отношения, воспитывая нравственные чувства и навыки вежливости.

Педагогическое мастерство воспитателя выражается в умении поддерживать игру, находя баланс между вмешательством и свободой творчества, создавать условия для диалога и развития связной речи.

Воспитатель учитывает возрастные особенности детей, создавая условия для взаимодействия и углубленного вовлечения в сюжет.

Совместная игра с воспитателем помогает детям чувствовать себя увереннее, преодолевать трудности и развивать игровую инициативу.

Заключение

В заключение данной работы можно подвести итоги, касающиеся значимости сюжетно-ролевых игр как средства развития связной речи у старших дошкольников. Сюжетно-ролевая игра представляет собой уникальную форму деятельности, в которой дети не только развлекаются, но и активно обучаются, осваивая новые речевые конструкции, расширяя свой словарный запас и улучшая навыки общения. В процессе игры они учатся взаимодействовать друг с другом, что является важным аспектом их социального развития.

Исследования, проведенные в данной области, подтверждают, что сюжетно-ролевые игры способствуют формированию связной речи, так как в них дети вынуждены строить диалоги, выражать свои мысли и чувства, а также учитывать мнения и желания других участников. Это взаимодействие требует от них не только активного использования языка, но и умения слушать, что является важным компонентом эффективной коммуникации. В результате, дети становятся более уверенными в своих речевых способностях, что положительно сказывается на их общей речевой активности.

Перспективы исследований в области сюжетно-ролевых игр и их влияния на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста открывают новые горизонты для педагогов и психологов. Важно продолжать изучение различных форм и методов организации игр, а также их влияния на разные аспекты развития ребенка. Это позволит не только улучшить качество образовательного процесса, но и создать более благоприятные условия для всестороннего развития детей.

Литература:

1. «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми» [Электронный ресурс] // nsportal.ru — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/12/05/chto-takoe-syuzhetno-rolevaya-igra-i-zachem-nuzhno, свободный. — Загл. с экрана

2. Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка [Электронный ресурс] // spravochnick.ru — Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/syuzhetno-rolevaya_igra_ee_rol_v_vospitanii_i_razvitii_rebenka/, свободный. — Загл. с экрана

3. Что такое сюжетно-ролевая игра? Воспитателям детских садов... [Электронный ресурс] // www.maam.ru — Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-syuzhetno-rolevaja-igra.html, свободный. — Загл. с экрана

4. Что такое сюжетно-ролевая игра и её роль в жизни дошкольника [Электронный ресурс] // 65kgspb.caduk.ru — Режим доступа: https://65kgspb.caduk.ru/p346aa1.html, свободный. — Загл. с экрана

5. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры [Электронный ресурс] // moluch.ru — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/312/70950/, свободный. — Загл. с экрана

6. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи [Электронный ресурс] // nsportal.ru — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2023/01/16/vliyanie-syuzhetno-rolevoy-igry-na-razvitie-dialogicheskoy, свободный. — Загл. с экрана

7. Сюжетно-ролевые игры как средство речевого развития у детей... [Электронный ресурс] // elar.uspu.ru — Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9353/2/04panova2.pdf, свободный. — Загл. с экрана

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
старшие дошкольники
связная речь
сюжетно-ролевая игра
Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 161-166):
Часть 3 (стр. 153-223)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 161-166стр. 223

Молодой учёный