В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых методик, способствует развитию речевых навыков и познавательной деятельности детей данной возрастной категории.
Ключевые слова: развитие речи, познавательная деятельность, развивающие игры, индивидуальные особенности развития познавательной сферы
Проблема развития познавательной сферы детей дошкольного возраста привлекает к себе особый интерес со стороны педагогов и психологов. Тенденции развития психолого-педагогической науки и образовательной практики в настоящее время поднимают новые вопросы в её исследовании. Одним из главных вопросов является вопрос об индивидуальных особенностях развития познавательной сферы, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию речи и познавательной сферы у детей дошкольного возраста, занимают значительное место. Такие авторы, как А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, связывают развитие познавательной сферы с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми в период дошкольного детства видами деятельности, обыденно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной [3].
Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А. В. Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми в дошкольном детстве разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе речи и познавательной сферы. В исследованиях отражено то, что отсутствие нагрузки и упражнений на познавательную сферу на протяжении долгого времени приводит к обеднению её возможностей, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Детство — это период, когда развитие человека происходит наиболее быстро и интенсивно. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью; расширяется словарный запас слов и развивается грамматический строй речи, происходит развитие функций речи: речь как орудие общения; речь как средство коммуникации, сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, которая полноценно описывает ситуацию, события, содержание фильма.
На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои стремления.
Игровая деятельность — это продукт развития общества, складывающаяся в процессе воспитания, формирующаяся под воздействием взрослого. Игровое действие свободно от обязательных способов действия. В сюжетно — ролевой игре ребенок берет на себя роль другого (взрослого) и имитирует его действия, проигрывает воображаемую ситуацию. В этой игре дети проецируют не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни: например, за купанием куклы следует укладывание спать [2].
Игровая деятельность детей заключается не только в сюжетно- ролевых играх, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно-ролевой игровой деятельности являются: режиссерские игры и игры — драматизации. Данную группу игр иногда называют творческими. В них дети не только повторяют те или иные стороны жизни взрослых, но и творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр — это игры с правилами, они специально созданы взрослыми в воспитательных целях. К этой группе относятся: дидактические и подвижные игры. Их основу составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи.
Одним из самых продуктивных средств развития познавательно-речевого развития дошкольников — это игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность вложить познания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с другими детьми, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие [1].
Изучение литературы и собственный опыт показали, что в интересах стимулирования деятельности детей и развития их речевых навыков, важно продуманно организовывать их игровую ситуацию, предоставлять им соответствующие предметы, игрушки, которые бы укрепляли эту деятельность и развивали их речь. Нами отмечается значимая роль взрослых в развитии детей, поэтому в практике воспитания детей дошкольного возраста участие воспитателя в играх детей не ограничивается организацией обстановки и подбором игрового материала. В процессе профессиональной деятельности воспитатели проявляют неподдельный интерес к самому процессу игры, дают детям новые слова и выражения, связанные с новыми ситуациями; разговаривают с ними по существу игр, воздействуют на обогащение их языка.
Целью нашего исследования являлось изучение влияния развивающих игр на развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Исследование было проведено на базе детского сада общеразвивающего вида № 50 ст. Анастасиевской, в ходе которого нами был апробирован специальный методический комплекс, направленный на развитие речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 16 детей данной возрастной категории.
Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования была проведена проективная методика, составленная на основе методики «Дорисовывания фигур» М. О. Дьяченко, которая так же была проведена на контрольном этапе исследования для измерения изменений в развитии речевых навыков и познавательной сферы. Анализ результатов данной методики проводился на основе выявления уникальности рисунков.
На констатирующем этапе исследования на основании результатов проективной методики, основанной на методике «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко нами был выявлен низкий уровень развития речи и познавательной сферы в группе детей дошкольного возраста.
Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень развития речи и познавательной сферы дошкольников, выявленный на констатирующем этапе исследования
Также во время выполнения данной методики метод наблюдения позволил выявить, что дети были несколько растеряны и не знали точно, что хотят изобразить на своем рисунке. Дети постоянно пересматривались, старались изобразить рисунок не уникальным, а красивым. Из-за чего уровень уникальных рисунков был низок.
Далее на протяжении формирующего этапа исследования для выполнения задач, поставленных исследованием, применялся методический комплекс, состоящий из развивающих игр, направленных на развитие воображения, речи, мыслительных процессов, расширение кругозора детей, развитие способности определять последовательность действий, составлять рассказ по картинкам.
На заключительном этапе исследования нами повторно была проведена проективная методика, основанная на методики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Целью проведения этой методики было выявление изменений, которые произошли в течение формирующего этапа нашего исследования.
На данном этапе нами была выявлена положительная динамика в уровне развития речи и познавательной сферы, что наглядно отражено на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты развития речи и познавательной сферы, полученные на заключительном этапе исследования
Для наглядности положительной динамики уровня развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста мы представили данные в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная таблица уровня развития речи дошкольников в констатирующий и заключительный периоды
Уровень развития |
Констатирующий этап исследования |
Заключительный этап исследования |
||
Результат развития речи в процентах |
Результат развития познавательной сферы впроцентах |
Результат развития речи впроцентах |
Результат развития познавательной сферы впроцентах |
|
Низкий |
18,75 |
31,25 |
0 |
0 |
Ниже среднего |
31,25 |
18,75 |
0 |
18,75 |
Средний |
25 |
25 |
25 |
18,75 |
Выше среднего |
25 |
25 |
25 |
31,25 |
Высокий |
0 |
0 |
50 |
37,5 |
Опираясь на данные, приведенные в таблице 1, мы можем отметить, что выбранный нами комплекс развивающих игр, направленный на развитие речи и познавательной сферы дошкольников эффективен. Так, на первом этапе был выявлен большой процент детей с низким уровнем развития речи и познавательной сферы, и не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем развития. В ходе формирующего этапа исследования был проведен комплекс развивающих игр, который способствовал развитию дошкольников. И проведенная повторно методика, основанная на методике «Дорисовывания фигур» О. М. Дьяченко позволила увидеть динамику развития речи и познавательной сферы у детей. Результатом явилось полное отсутствие детей с низким уровнем развития речи и познавательной сферы, и появились дети с высоким уровнем развития речи и познавательной сферы.
Литература:
1 Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т. П. Авдулова. — М.: Академия, 2010. — 208 с. — (Высш. проф. образование).
2 Арушанова, А. Игры учат говорить [Текст]: сценарии активизирующего общения / А. Арушанова, Е. Рычагова, Р. Иванкова // Дошкольное образование. — 2011. — № 1. — С. 20–21.
3 Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — 2-е изд. — М.: Владос, 1999. — 360 с.