Игровая деятельность оказывает огромное значение в развитии ребёнка. Она влияет на все стороны его психического развития ребёнка.
Игра — важное средство в познании окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Игра способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно — образного мышления, воображения, речи. В игре закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра помогает развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Как говорила Н. К. Крупская:
«Для ребят дошкольного возраста
Игры имеют исключительное значение:
Игра для них учеба,
Игра для них — труд,
Игра для них серьёзная форма воспитания».
В основу написания статьи по данной теме легли результаты педагогических исследований Арушановой, Лисиной, Леонтьева и других. Методические пособия Хромовой «Игровые уроки общения для детей». В этом пособии представлены занимательные и веселые игры, помогающие научить детей общаться со сверстниками и взрослыми. Также изучила пособие Шипицыной «Азбука общения». В книге представлена методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Для развития навыков общения я постаралась обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с ФГОС ДО и подобрала соответствующий дидактический материал с возрастом детей. Проводила работу в рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста, для обмена знаниями и опытом с коллегами ДОУ.
Образовательная область «Социально — коммуникативное» развитие в ДОУ реализуется в нескольких направлениях. Одно из них и основное это игра. Игра в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребенка. В игре ребенок учиться подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения со сверстниками и взрослыми, развивает свои познавательные способности, приобретает навыки общения. Поэтому работу в этом направлении считаю актуальной, очень важно подобрать игры, занятия и ситуации, которые способны подтолкнуть малыша к общению, развитию речи.
Проблемой развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Ломов, Эльконин, Газман, Михайлова и многие другие. В данных работах рассматриваются особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. В ряде исследований Лисиной, Рузской отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности. Из ходя из этого в своей работе по развитию навыков общения выделила следующую цель и задачи.
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе организации игровой деятельности.
Задачи:
- Подобрать и систематизировать методическое и дидактическое обеспечение для формирования навыков общения у детей 2- 3 лет.
- Обеспечить развитие навыков общения у детей раннего возраста через организацию игровой деятельности.
- Способствовать повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития навыков общения у детей раннего возраста.
Педагогическая работа заключается в формировании навыков общения у детей 2–3 лет через организацию совместных игр со взрослым и сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Свою работу по развитию навыков общения у детей 2–3 лет, проводила по следующим этапам:
На подготовительном этапе проводилась работа по: изучению индивидуальных особенностей детей 2–3 лет. В моей группе 23 человека, из них на начало года только 6 детей имели навыки общения в соответствии с возрастом. Провела анкетирование родителей на тему «Общение с ребёнком», «Игра в жизни ребёнка», по результатам анкетирования на начало года только 28 % родителей создают условия для развития навыков общения у детей.
Также изучила и проанализировала методическую литературу, в которой описываются теоритические основы и практический материал. Из ходя из данного материала составила картотеку «Коммуникативные игры для детей 2–3 лет», в которой подобраны игры на развитие умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование положительного отношения к сверстникам.
Составила картотеку «Хороводные игры для детей 2–3 лет», данные игры способствуют формированию потребности в общении, способствуют развитию умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.
Изготовила дидактические игры «Матрёшка покажись» данная игра формирует интерес к партнеру, игра «Что было бы, если бы» развивает у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать. Также изготовила наглядный материал «Эмоции вокруг нас», «Ситуации общения» данный материал развивают способности к невербальному общению.
В соответствии с темами недели составила перспективно-тематический план. Использовала игры на развитие умение действовать согласованно, объединяться и взаимодействовать в группе, доброжелательно относиться к сверстникам. Фрагмент плана представлен на слайде.
Разработала серию интегрированных ООД с использованием игр, которые побуждают взаимодействовать друг с другом, воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу.
На практическом этапе согласно перспективно-тематическому плану проводила игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению: например, игра «Покажу, как я люблю», «Ласковое имя». Игры на развитие навыков взаимодействия в группе: такие игры как «Передай мяч», «Паровозик».
Разработала и провела серию ООД с использованием игр на развитие навыков общения. Например, в ООД «Кукла Алёна в гостях у детей», проводиться игра «Вместе играем». Игра побуждает детей к взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. В ООД «Путешествие по сказке «Колобок», используется игра «Паровозик». Данная игра развивает навыки группового взаимодействия, помогает запоминать имена сверстников, отзываться на своё имя. В ООД «Как же зайке не грустить, если зайке негде жить» проводиться коммуникативная игра «Кто пришёл к нам в гости?», данная игра активизирует доброжелательное отношение детей к окружающим.
Так же одним из обязательных условий по формированию навыков общения у ребенка становится культура семьи. В работе с родителями использовала различные формы и методы педагогического просвещения. Создание информационной корзины: куда поместила информацию по темам «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста», «Роль игры в развитии речи детей раннего возраста», памятки «Игры, которые помогут развить навыки общения у детей 2–3 лет», «Учим детей общаться». Было проведено родительское собрание «Играют дети — играем вместе». Родители совместно с детьми играли в коммуникативные и хороводные игры «Карусели», «Ласковый ребенок» и другие. Которые направлены на развитие навыков общения и умения получать радость от общения.
На обобщающем этапе провела анализ эффективности работы по формированию навыков общения у детей 2–3 лет. Из анализа, представленного на слайде видно, что в результате проделанной работы на конец года выявлена положительная динамика у 18(78 %) детей из 23 в развитии навыков общения у детей 2–3 лет.
Также на конец года отмечается положительная динамика у родителей, 72 % создают условия для развития навыков общения у детей 2- 3 лет. Родители стали более заинтересованными, стали играть дома с детьми в игры на развитие навыков общения. Своими наработками делилась в рамках городского методического объединения групп раннего возраста. Разместила материал по данной теме на различных сайтах.
Работа по формированию навыков общения проводится в системе организованной образовательной деятельности через совместную деятельность, самостоятельную деятельность и партнерство с родителями.
Таким образом, в результате проделанной работы, наметилась определенная положительная динамика по формированию навыков общения у детей 2–3 лет:
– осознанно стали воспринимать речь взрослых (вслушиваются в речь окружающих, правильно действуют в соответствии с содержанием их речи);
– активно пользуются двух- трехсложными словами, обозначающими предметы, действия, признаки;
– проявляют интерес к сверстникам;
– взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными;
– умеют взаимодействовать друг с другом;
– у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными;
– у родителей сформировались представления о развитии навыков общения у детей 2–3 лет.
– создание благоприятной психологической атмосферы способствовало снижению заболеваемости.
Литература:
- Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2–3 лет»
- Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду»
- И. В. Ковалёва «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
- И. С. Погудкина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста»
- Л. Н. Павлова «Воспитание и обучение детей раннего возраста»
- Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения»
- С. Хромова «Игровые уроки общения для детей»
- С. Теплюк «Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации»
- http://www.maam.ru/
- http://www.razumniki.ru/
- http://ped-kopilka.ru/
- http://nsportal.ru/ и др.