Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 24.12.2018

Статья просмотрена: 3363 раза

Библиографическое описание:

Толипова, С. В. Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности / С. В. Толипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55158/ (дата обращения: 15.11.2024).



Игровая деятельность оказывает огромное значение в развитии ребёнка. Она влияет на все стороны его психического развития ребёнка.

Игра — важное средство в познании окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Игра способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно — образного мышления, воображения, речи. В игре закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра помогает развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Как говорила Н. К. Крупская:

«Для ребят дошкольного возраста

Игры имеют исключительное значение:

Игра для них учеба,

Игра для них — труд,

Игра для них серьёзная форма воспитания».

В основу написания статьи по данной теме легли результаты педагогических исследований Арушановой, Лисиной, Леонтьева и других. Методические пособия Хромовой «Игровые уроки общения для детей». В этом пособии представлены занимательные и веселые игры, помогающие научить детей общаться со сверстниками и взрослыми. Также изучила пособие Шипицыной «Азбука общения». В книге представлена методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Для развития навыков общения я постаралась обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с ФГОС ДО и подобрала соответствующий дидактический материал с возрастом детей. Проводила работу в рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста, для обмена знаниями и опытом с коллегами ДОУ.

Образовательная область «Социально — коммуникативное» развитие в ДОУ реализуется в нескольких направлениях. Одно из них и основное это игра. Игра в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребенка. В игре ребенок учиться подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения со сверстниками и взрослыми, развивает свои познавательные способности, приобретает навыки общения. Поэтому работу в этом направлении считаю актуальной, очень важно подобрать игры, занятия и ситуации, которые способны подтолкнуть малыша к общению, развитию речи.

Проблемой развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Ломов, Эльконин, Газман, Михайлова и многие другие. В данных работах рассматриваются особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. В ряде исследований Лисиной, Рузской отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности. Из ходя из этого в своей работе по развитию навыков общения выделила следующую цель и задачи.

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе организации игровой деятельности.

Задачи:

  1. Подобрать и систематизировать методическое и дидактическое обеспечение для формирования навыков общения у детей 2- 3 лет.
  2. Обеспечить развитие навыков общения у детей раннего возраста через организацию игровой деятельности.
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития навыков общения у детей раннего возраста.

Педагогическая работа заключается в формировании навыков общения у детей 2–3 лет через организацию совместных игр со взрослым и сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Свою работу по развитию навыков общения у детей 2–3 лет, проводила по следующим этапам:

На подготовительном этапе проводилась работа по: изучению индивидуальных особенностей детей 2–3 лет. В моей группе 23 человека, из них на начало года только 6 детей имели навыки общения в соответствии с возрастом. Провела анкетирование родителей на тему «Общение с ребёнком», «Игра в жизни ребёнка», по результатам анкетирования на начало года только 28 % родителей создают условия для развития навыков общения у детей.

Также изучила и проанализировала методическую литературу, в которой описываются теоритические основы и практический материал. Из ходя из данного материала составила картотеку «Коммуникативные игры для детей 2–3 лет», в которой подобраны игры на развитие умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование положительного отношения к сверстникам.

Составила картотеку «Хороводные игры для детей 2–3 лет», данные игры способствуют формированию потребности в общении, способствуют развитию умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.

Изготовила дидактические игры «Матрёшка покажись» данная игра формирует интерес к партнеру, игра «Что было бы, если бы» развивает у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать. Также изготовила наглядный материал «Эмоции вокруг нас», «Ситуации общения» данный материал развивают способности к невербальному общению.

В соответствии с темами недели составила перспективно-тематический план. Использовала игры на развитие умение действовать согласованно, объединяться и взаимодействовать в группе, доброжелательно относиться к сверстникам. Фрагмент плана представлен на слайде.

Разработала серию интегрированных ООД с использованием игр, которые побуждают взаимодействовать друг с другом, воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу.

На практическом этапе согласно перспективно-тематическому плану проводила игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению: например, игра «Покажу, как я люблю», «Ласковое имя». Игры на развитие навыков взаимодействия в группе: такие игры как «Передай мяч», «Паровозик».

Разработала и провела серию ООД с использованием игр на развитие навыков общения. Например, в ООД «Кукла Алёна в гостях у детей», проводиться игра «Вместе играем». Игра побуждает детей к взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. В ООД «Путешествие по сказке «Колобок», используется игра «Паровозик». Данная игра развивает навыки группового взаимодействия, помогает запоминать имена сверстников, отзываться на своё имя. В ООД «Как же зайке не грустить, если зайке негде жить» проводиться коммуникативная игра «Кто пришёл к нам в гости?», данная игра активизирует доброжелательное отношение детей к окружающим.

Так же одним из обязательных условий по формированию навыков общения у ребенка становится культура семьи. В работе с родителями использовала различные формы и методы педагогического просвещения. Создание информационной корзины: куда поместила информацию по темам «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста», «Роль игры в развитии речи детей раннего возраста», памятки «Игры, которые помогут развить навыки общения у детей 2–3 лет», «Учим детей общаться». Было проведено родительское собрание «Играют дети — играем вместе». Родители совместно с детьми играли в коммуникативные и хороводные игры «Карусели», «Ласковый ребенок» и другие. Которые направлены на развитие навыков общения и умения получать радость от общения.

На обобщающем этапе провела анализ эффективности работы по формированию навыков общения у детей 2–3 лет. Из анализа, представленного на слайде видно, что в результате проделанной работы на конец года выявлена положительная динамика у 18(78 %) детей из 23 в развитии навыков общения у детей 2–3 лет.

Также на конец года отмечается положительная динамика у родителей, 72 % создают условия для развития навыков общения у детей 2- 3 лет. Родители стали более заинтересованными, стали играть дома с детьми в игры на развитие навыков общения. Своими наработками делилась в рамках городского методического объединения групп раннего возраста. Разместила материал по данной теме на различных сайтах.

Работа по формированию навыков общения проводится в системе организованной образовательной деятельности через совместную деятельность, самостоятельную деятельность и партнерство с родителями.

Таким образом, в результате проделанной работы, наметилась определенная положительная динамика по формированию навыков общения у детей 2–3 лет:

– осознанно стали воспринимать речь взрослых (вслушиваются в речь окружающих, правильно действуют в соответствии с содержанием их речи);

– активно пользуются двух- трехсложными словами, обозначающими предметы, действия, признаки;

– проявляют интерес к сверстникам;

– взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными;

– умеют взаимодействовать друг с другом;

– у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными;

– у родителей сформировались представления о развитии навыков общения у детей 2–3 лет.

– создание благоприятной психологической атмосферы способствовало снижению заболеваемости.

Литература:

  1. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2–3 лет»
  2. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду»
  3. И. В. Ковалёва «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
  4. И. С. Погудкина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста»
  5. Л. Н. Павлова «Воспитание и обучение детей раннего возраста»
  6. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения»
  7. С. Хромова «Игровые уроки общения для детей»
  8. С. Теплюк «Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации»
  9. http://www.maam.ru/
  10. http://www.razumniki.ru/
  11. http://ped-kopilka.ru/
  12. http://nsportal.ru/ и др.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие навыков общения, игра, ребенок, ранний возраст, формирование навыков общения, дошкольный возраст, игровая деятельность, навык общения, положительная динамика, работа.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательных и умственных способностей у детей 4–5 лет

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательных и умственных способностей у детей 4–5 лет

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Задать вопрос