В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недоразвитием речи, его социализации и интеграции в социум, а также приведены результаты экспериментальной работы по развитию речевой активности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, сюжетные игры, младший школьный возраст, игровая деятельность.
В последние годы в педагогической теории и практике наблюдается повышенный интерес к развитию речевой активности детей. В современном мире происходят большие изменения в воспитании детей, это отражается и на требованиях к обучению в школе, а особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, т.к они испытывают особые затруднения при общении со сверстниками и обладают пониженной коммуникативной способностью, что сказывается и на адаптации детей в новом коллективе.
Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. Развитие речи ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических. Полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка оказывают благоприятное влияние на становление его речи.
Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка. Ребенок наблюдает и старается подражать речевым движениям окружающих так же, как и остальным выразительным движениям.
Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.
Младший школьный возраст — это тот период, когда речевой аппарат очень гибкий, хотя его формирование уже почти завершено. Речь малышей формируется в процессе его общения с окружающим миром и его познавательной деятельности.
Учитывая специфические особенности детей, коррекционная работа осуществляется при целенаправленном воздействии с применением специальных логопедических технологий и в условиях ежедневной совместной деятельности, и ее стимулировании у ребенка путем мотивированного общения ежедневно в разных ситуациях. Так как в течение дошкольного детства основным содержанием деятельности ребенка-дошкольника выступает собственно игровая деятельность, то и в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками целенаправленное использование игры с целью развития речи, памяти, познавательного интереса, операций логического мышления, является одним из основных методов. [1]
Игра рассматривается как умственная деятельность, в рамках которой развиваются все виды способностей, расширяется и обогащается круг представлений об окружающей действительности, в совместной деятельности ребенок сближается с другими детьми, именно в такой деятельности развивается мышление школьника. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных. [2]
В основу построения комплекса коррекционно-развивающих игр легли положения общей, возрастной и педагогической психологии, прежде всего идеи Л. С. Выготского (о культурно-историческом принципе развития психики), А. Н. Леонтьева (о деятельностном подходе в формировании возрастных новообразований), Д. Б. Эльконина (о специфике учебной и игровой деятельности), П. Я. Гальперина (о планомерном формировании умственных действий и понятий). [3]
Специфика детей требует определенной комплементарности основных механизмов психического развития. Принцип ведущей деятельности реализуется через организацию игровых форм, дополняемых элементами учебной деятельности. Такое построение игровой деятельности направлено как на доформирование «прежних» новообразований, так и на формирование «будущих» новообразований, то есть одновременно на формирование новообразований и дошкольного, и младшего школьного возраста.
Именно игры приносят ребенку большую часть информации об окружающем мире. Ведь игра — это не только способ занять ребенка, но и деятельность, несущая множество функциональных нагрузок: моделирование социума, коммуникабельность, речевые обороты и многое другое. [4]
Особое внимание нужно обращать на то, что игра — всегда дело добровольное, приносящее новизну мировосприятия и соревновательного момента. Информация, полученная ребенком в игре, запоминается гораздо быстрее и легче, если ребенок, включен в игру со сверстниками, то он раскрепощается и перестает акцентировать внимание на недостатках своей речи.
При подборе и обосновании комплекса методик мы опирались на психолога-диагностические принципы, разработанные в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике (Лурия А. Р., Лалаева Р. И., Мальцева Е. В., Переслени Л. И., Мастюкова Е. М.).
Для изучения и оценки уровня развития речевой активности детей с ОНР была подобрана диагностическая методика, которая включает:
—методика «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». [5]
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников включает в себя шесть серий заданий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Для того чтобы оценка каждой из сторон речи вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение за выполнение каждой серии были по возможности уравнены.
Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки.
Для серий I (кроме звукопроизношения), II, III, IV, V — это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов, для звукопроизношения — 3; 1,5; 1; 0 баллов и для серии VI — 5; 2,5; 1; 0 баллов. Задания пятой серии оцениваются тремя градациями: 1; 0,5 и 0 баллов. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использовании помощи.
Результаты уровня развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи, обобщенные с помощью интегрального показателя представлены в Таблице 1 и на Рисунке 1.
Таблица 1
Уровни развития речевой активности детей собщим недоразвитием речи, обобщенные спомощью интегрального показателя (абс.ч,%)
Критерии |
Уровни |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
абс.ч. |
% |
абс.ч. |
% |
абс.ч. |
% |
|
Сформированность сенсомоторного уровня речи |
0 |
0 |
8 |
27 |
22 |
73 |
Уровень сформированности навыков языкового анализа |
0 |
0 |
5 |
17 |
25 |
83 |
Уровень сформированности грамматического строя речи |
0 |
0 |
6 |
20 |
24 |
80 |
Уровень сформированности словаря и словообразовательных процессов |
0 |
0 |
4 |
13 |
26 |
87 |
Уровень сформированности понимания сложных логико-грамматических отношений |
0 |
0 |
2 |
7 |
28 |
93 |
Уровень сформированности связной речи |
0 |
0 |
2 |
7 |
28 |
93 |
Интегральный показатель |
0 |
0 |
4 |
15 |
26 |
85 |
Рис. 1. Уровни развития речевой активности, обобщенные с помощью интегрального показателя (%)
Из диаграммы видно, дети с общим недоразвитием речи не имеют высокого уровня развития речевой активности.
15 % детей с ОНР имеют средний уровень. Это выразилось в том, что дети умеют слушать и понимать речь, но принимают участие в общении чаще по инициативе педагога, недостаточно внимательно слушают инструкцию преподавателя, требуется помощь в выполнении заданий.
85 % детей с ОНР имеют низкий уровень развития речевой активности. Эти дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с педагогом, невнимательны, имеют не четкое звукопроизношение, даже при содержательная и наглядно-предметная помощи испытывают трудности в составлении картинок, также ребенку сложно самостоятельно пересказать текст даже по наводящим вопросам.
Таким образом, проведенное исследование показало, что значительная часть детей с ОНР имеют низкий уровень речевой активности. У них недостаточно четко сформировано звукопроизношение, не имеют точности и четкости в выполнении артикуляционных упражнениях. Отмечается низкий уровень понимания логико-грамматических отношений. Дети с ОНР испытывают значительные трудности при общении, что обусловлено имеющимися у них речевыми нарушениями.
Литература:
- Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., «Педагогика», 1990.
- Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1988.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994;
- Шмаков С. А. «Её величество игра», М.-1992
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.