В статье освещена проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которое занимает одно из основных мест в дошкольной педагогике. Рассматривается преимущество дидактических игр как продуктивного средства сенсорного развития младших дошкольников, потому что они уникальны для формирования различных форм произвольного поведения детей. Данные игры направлены на развитие произвольного внимания и памяти и способствуют формированию координации мотивов. Раскрывается работа с родителями воспитанников ДОУ с целью конструктивного взаимодействия и развития детско-родительских отношений.
Ключевые слова: сенсорное развитие, игра, дидактическая игра.
Сенсорное развитие способствует формированию у детей представлений о сенсорных эталонах, оно активизирует психические процессы. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно оно повышает уровень развития ощущений и восприятий, которые являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Учитывая, что игровая деятельность в возрасте 3–4 лет является ведущей, игровые технологии можно назвать одними из эффективнейших средств сенсорного развития детей, а главное, игры приносят ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами интенсивного процесса естественного познания мира и самого себя.
При этом, по мнению Н. Н. Поддъякова дидактические игры, в основе которых лежит предметная деятельность, представляют собой одно из эффективнейших средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Высокая продуктивность дидактических игр объясняется их личностной ориентированностью, исследовательским и игровым характером ведущего типа деятельности, высокой технологичностью, нацеленностью на реальный практический результат.
Так же период младшего дошкольного детства особый в становлении органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
По словам Л. А. Венгера, сенсорное развитие — это «фундамент» общего познавательного развития. Однако оно имеет и самостоятельное значение, так как «полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда».
В раннем возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.
Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала), а в младшем дошкольном возрасте — основной формой организации учебного процесса (например, игра «Кукла Катя идет на прогулку»).
Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20–30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях — соблюдение принципов обучения.
В качестве примера рассмотрим комплекс дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель комплекса — повышение своего профессионального мастерства и компетентности через формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Задачи комплекса:
— развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
— формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
— знакомить детей с дидактическими играми;
— сформировать навыки самостоятельной деятельности;
— активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская игровая и др.;
— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
— педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»;
— подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 3–4 лет средствами дидактических игр.
Комплекс дидактических игр можно применять в режимных моментах группы, в течении всего дня, длительность игр от 5 до 15 минут: «Собери пирамидку», «Складывание матрешки с двумя вкладышами», «Закрой окошки», «Найди такой же», «Оденем куклу», «Чудесный мешочек», «Разложи по коробочкам», «Подбери крышку к коробочке», «Палочки цветные», «Цветные мячики», «Ленточки для кукол», «Привяжем к шарику ниточку», «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине», «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия», «Веселый грузовик», «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях».
В качестве закрепления сенсорных умений детей младшей группы «Солнышки» можно представить детям дидактический коврик, в котором учтены все сенсорные эталоны, которые нужно развивать у детей младшего дошкольного возраста.
Оригинальность идеи заключается в том, что ребенок с самого раннего возраста в игровой форме совместно со взрослым будет рассматривать, узнавать предметы, называть их, обыгрывать. Играя с дидактическим ковриком можно использовать музыкальное сопровождение, песенки и частушки, привлекая сказочных героев.
Цель — сенсорное развитие младших школьников.
Задачи:
- Научить ребенка пользоваться различными застежками (кнопки, пуговицы, липучка).
- Формировать навыки свободного общения ребенка и взрослого.
- Формирование навыков воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать; уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет); развивать словарный запас.
- Развитие логического мышления, памяти, воображения, внимания; мелкой моторики руки.
- Воспитание интереса к игровой деятельности.
Таким образом, применение дидактических игр и дидактического коврика, который представляет собой мобильное, многофункциональное пособие развитие ребенка в этой, по существу, активной и интересной форме происходит — быстрее, чем в других формах, более пассивных. А значит данный дидактический материал может быть использован воспитателями дошкольных учреждений как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 января 2019г., № 1155.
- БарчанТ, А. Дидактические игры от 2 до 5 лет. / А. БарчанТ. —: Карапуз, 2019. — 710 c. — Текст: непосредственный.
- Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Венгер, А. Л. —: Просвещение,, 2020. — 144 c. — Текст: непосредственный.
- Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. Н. Подьяков. — М.: Просвещение, 2021. — 115 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2024. — 235 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. — М.: Владос, 2019. — 360 с.
- Яворская, О. Н. Дидактические игры. — М.: Каро, 2019. — 595 c.