Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гриценко, Н. М. Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Н. М. Гриценко, О. Е. Балабанова, Ю. А. Быкова, С. В. Мурачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 446-448. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90480/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-педагогический анализ развития данной сферы детей в возрасте 3–4 лет, также даются методические предложения по эффективному развитию сенсорных способностей современных дошкольников с помощью дидактических игр.

Ключевые слова: младший дошкольник, сенсорная сфера, сенсорное воспитание, моторное развитие, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста, познание окружающего мира, ощущения и восприятие, дидактические игры.

The article identifies the problems of sensory development that occupy a special place in preschool pedagogy and the peculiarities of the formation of sensory abilities in younger preschoolers, as well as factors that influence them, presents a psychological and pedagogical analysis of the development of the sensory sphere in children aged 3–4 years. The article defines the main directions of pedagogical work on the formation and development of perception and sensations in children aged 3–4 years, gives methodological recommendations for the effective development of the sensory sphere in modern preschoolers through didactic games.

Keywords: junior preschooler, sensory sphere, sensory education, motor development, mental development of preschool children, cognition of the surrounding world, sensations and perception, didactic games.

Эта тема особенно актуальна, так как сенсорика детей является основой их восприятия окружающего мира. Сенсорные способности человека, эмоции и восприятие являются основными ресурсами познания мира. Все другие формы познания (память, мышление, воображение) основаны на образах восприятия, которые, строго говоря, являются результатами реальности, отраженной и встроенной в наше сознание. Сенсорное восприятие окружающего мира очень важно в младшем дошкольном возрасте (3–4 года), поскольку именно в это время оно созревает: направление ребенка заключается во внешних атрибутах предметов, во взаимосвязи между объектами и явлениями, а также во времени и пространстве. Воспитание зависит от того, как думает ребенок и как он понимает мир. Насколько дети развивались в раннем детстве и насколько легко учиться новым вещам в дальнейшем. Воспитание является основой физического и интеллектуального образования детей. Развитие сенсорных способностей детей в дошкольных учреждениях всегда было одной из самых важных задач образования, но в то же время проблемой для педагогов. Появление компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, социальных сетей и компьютерных игр в жизни людей изменило восприятие мира людьми и фактически заменило живое человеческое общение. Самое важное и важное занятие в раннем детстве — это игры. Во время игры дети изучают все пространственные движения. Мы часто видим, как современные родители покупают мобильные телефоны и компьютерные игрушки вместо кукол, автомобилей, мячей для маленьких детей. Каждый день ребенок прикасается к этим устройствам и все познания исходят от них.

Изложение основного материала статьи.

Эмоциональное развитие детей связано с основными характеристиками предметов, их формой, цветом, размером, расположением в пространстве, а также формированием и формированием их запахов и ароматов [2, 32].

Важность сенсорного воспитания для детей это:

  1. Является основой духовного развития;
  2. Развитие восприятия;
  3. Положительно влияет на развитие эстетики;
  4. Базовые знания в области развития воображения;
  5. Развивает внимание;
  6. Новый способ для детей освоить когнитивную функцию субъекта;
  7. Овладение сенсорными навыками и овладение навыками обучения;
  8. Влияние на расширение словарного запаса детей, на зрение, слух, движение, воображение, память и т. д

Сенсорное воспитание имеет свои функции в каждой возрастной группе, и между ними существует определенная связь. На третьем году жизни задача воспитания сенсорного восприятия намного сложнее. Хотя ребенок в этом возрасте не готов освоить сенсорные сигналы, он начинает накапливать идеи о цвете, форме, размере и других свойствах предметов. Важно отметить, что эти проявления различны. Это означает, что дети должны знать все основные типы характеристик — цвета белой и черной спектральных форм, и таких как круги, квадраты, овалы и прямоугольники. Знакомство детей с различными свойствами сенсорики — это не просто запоминание их названий и их использование. Самое главное, чтобы ребенок знал, как учитывать свойства предметов и как с ними обращаться [4].

Чтобы привлечь внимание детей к атрибутам предметов и сформировать устойчивые представления об этих атрибутах для достижения желаемых результатов, рекомендуется организовать эти действия с объектами. Необходимо сравнить форму и размер предметов, чтобы определить их эквивалентность или несоответствие. Это позволит определить эквивалентность и различия между внешними атрибутами и объектами, которые не являются например, большими объектами [3, 30].

Основное внимание в сенсорном воспитании детей уделяется ознакомлению с общепринятыми сенсорными нормами и методами их применения посредством обучения такой деятельности как рисованию в самостоятельной деятельности. Каждый вид деятельности имеет свои собственные требования для тестирования детей и содействия их развитию. Ребенка окружают все ощущения: цвета, запахи, звуки. Конечно, любой ребенок может все это почувствовать, даже если нет сознательного воспитания. Однако, когда у взрослых нет эффективного направления обучения, усвоение происходит неглубоко. Только в образовательном процессе происходит зрелое сенсорное развитие [1].

Компьютерные игры играют важную роль в развитии сенсорных способностей малышей, поскольку дети учатся всему этому с помощью игр. Дидактические игры контролируют состояние сенсорного развития детей. Это метод обучающих игр для детей дошкольного возраста, форма самостоятельного обучения и игровой деятельности, а также способ воспитания детей. В нем используются различные игровые навыки для повышения интереса детей к чтению, создания игровых ситуаций и представления соревновательных элементов.

Посредством игровых уроков педагог не только передает определенные послания, но и выдвигает идею обучения детей игре. Детские игры основаны на сложных идеях создания игровых историй с различными объектами в играх. Важно создать условия для передачи этих знаний и концепций в самостоятельных, творческих игр.

Важным условием для педагогов развития сенсорной сферы детей 3–4 лет является создание положительного эмоционального фона в группе [6, 57].

Развивающие игры развивают детскую речь. Они дополняют и активизируют словарный запас, формируют хорошую речевую систему и сочетают развитие речи и умение правильно выражать мысли.

Дошкольники имеют моральное представление о других темах и поведении в игре, таких как поведенческие нормы, отношения со сверстниками и взрослыми, а также положительные и отрицательные качества. Содержание и правила игры играют особую роль в воспитании личных нравственных качеств детей [10].

Многие дидактические игры позволяют детям уважать труд людей, их интерес к работе взрослых и их желание поработать самостоятельно [9].

Учебные материалы должны соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Игрушки должны быть окрашены в яркие цвета и иметь художественные узоры. Ведь игра создает положительный эмоциональный рост и способствует развитию, для чего требуется определенная сфера. Особенно в развивающих играх, в этот период развиваются и укрепляются мелкие мышцы руки, что влияет на развитие интеллекта и формирование образов в дошкольном образовании.

Степень сенсорного развития детей дошкольного возраста во многом зависит от понимания этого их родителями. Поэтому просвещение родителей в этой области важно для развития детей посредством игр. Воспитание и обучение родителями детей сенсорики важен в их жизни.

Выводы. Обобщая изложенное, следует отметить, что дети познают окружающий мир через чувство и понимание. В возрасте 3–4 лет у детей довольно интенсивно развивается сенсорная и моторная сферы. На сенсорное развитие детей раннего возраста влияют биологические (возрастные особенности, психологическое развитие человека) и социальные (социальные условия развития ребенка) факторы. Основными направлениями сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются, усвоение мер восприятия, ориентация в пространстве и времени, а также система объектов — сенсорные нормы (цвет, размер, форма, вкус, звук и т. д.) Именно усвоение и способность к самопозиционированию этих норм позволяют ребенку продемонстрировать свои творческие способности в исследованиях и жизни в будущем, а также помогают ему изучать многие направления. Сенсорное воспитание младших дошкольников должно учитывать их жизнь в информационном обществе. В информационном обществе связь между детьми и компьютерными технологиями не может быть сведена к нулю. Благодаря воспитательной и педагогической работе по обучению играм дети осваивают сенсорику в различных областях, которая является основой для развития всех способностей. Правильная организация сенсорного развития ребенка является ключом к его успешному физическому и интеллектуальному развитию.

Литература:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста: учебник /Н. М. Аксарина. — М.: Педагогика, 2018. — 356 с.
  2. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная работа. — 2021. — № 12. — С.32–36.
  3. Басырова Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. — 2022. — № 2. — С. 30–32.
  4. Головаченко Г. В. Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] // Сайт для воспитателей детских садов // Дошколенок.ру URL: https://dohcolonoc.ru/cons/1047-metodicheskaya-razrabotka-po-teme-sensornoerazvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 02.02.2022).
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: учебник / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
  6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. 2 изд-е. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2018. — 464 с.
  7. Карапетян А. М. Сенсорное развитие дошкольников / А. М. Карапетян //Новое слово в науке: перспективы развития. — 2021. — № 2. — С. 57–59.
  8. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя дет. сада/ Э. Г. Пилюгина. — М.: Просвещение, 2019. — 96 с.
  9. Суслова Е. Н. Педагогика. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сайт для всей семьи «Дошкольник» URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/1972-sensornoe-razvitiedeteiy-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 01.02.2022)
  10. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста: учебник/ Е. А. Янушко. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, окружающий мир, сенсорное воспитание, дошкольный возраст, сенсорное развитие детей, дошкольное образование, информационное общество, младший дошкольный возраст, раннее детство.


Ключевые слова

дидактические игры, моторное развитие, младший дошкольник, сенсорное воспитание, сенсорная сфера, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста, познание окружающего мира, ощущения и восприятие

Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Задать вопрос