Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Ерохина, А. В. Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста / А. В. Ерохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100496/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсорное восприятие, ребенок, игровая деятельность, дошкольный возраст, сенсорная игра, сенсорное развитие, дидактическая игра.

Дети начинают учиться через свои сенсорные системы с рождения. Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и дальнейшего благополучия, ведь именно оно формирует основу обучения и восприятия ребенка. Дети начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с первых дней: они поворачивают голову на звук, следят за объектами глазами и обнаруживают свои руки и ноги, прикасаясь к ним. Позже они начинают развивать координацию глаз и рук и будут использовать свои руки, чтобы дотронуться до того, что видят. Затем они начинают исследование системы «глаза-руки-рот», отправляя предметы в ротовую полость, что стимулирует чувство вкуса. Гораздо позже у них развивается зрительное восприятие глубины, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.

Хотя чувства развиваются независимо, к концу первого года жизни дети достигают сенсорной интеграции. Тем не менее, по мере того, как ребенок растет и приближается к школьному возрасту, ему также важно развивать сенсорное восприятие. Развитие восприятия — это основа, необходимая для любого формального обучения в будущем. У ребенка-дошкольника, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будут в дальнейшем проблемы, именно поэтому крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию для развития всех этих навыков.

Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается с помощью органов чувств. Иными словами, это то значение, которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.

Стоит отметить, что развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста связано с понятием сенсорной обработки, которое относится к тому, как мозг реагирует на многочисленные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов. Информация, полученная от них, должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог подсказать телу, как правильно реагировать. Когда мозг обрабатывает сенсорную информацию должным образом, ребенок способен вести себя осмысленно и последовательно.

С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг. Это означает, что лучший способ развить сенсорную обработку для родителей — стимулировать чувства ребенка, чтобы он мог учиться.

Поднимая вопрос средств развития сенсорного восприятия, нельзя не отметить, что один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка — это сенсорная игра. Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая стимулирует следующие чувства ребенка: вкус, осязание, слух, обоняние, а также его вестибулярный аппарат и проприоцепцию. В труде «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Выготский, известный российский психолог, предположил, что благодаря стимуляции воображаемой игры на сенсомоторной стадии дети могут переходить к еще более высоким формам символического мышления [1].

Сенсорная игра предполагает развитие сенсорного восприятия ребенка через продуктивные виды деятельности: например, лепку, рисование, конструирование, игру с песком или водой. Наиболее эффективная сенсорная игра — это игра, носящая дидактический характер. Наличие правил, фиксированная структура игровой деятельности, система оценивания — эти особенности дидактической игры позволяют организовать сенсорное воспитание как целенаправленный, логически выстроенный и содержательный процесс.

Посредством сенсорных дидактических игр ребенку дошкольного возраста открывается широкий диапазон возможностей, благодаря чему его развитие сенсорного восприятия происходит с большим успехом. Во-первых, в процессе игровой деятельности ребенок воспринимает окружающие предметы и их свойства. Дошкольнику предлагается сначала обнаружить и осмыслить целостный облик предмета, с которым он взаимодействует, а затем выделить его основные части и определить их свойства — форму, размер, цвет, материал, запах и т. п. Во-вторых, дидактическая игра вовлекает ребенка в пространственную область: внимание уделяется определению соотношения частей предмета друг с другом и их ориентации в пространстве. В-третьих, дошкольник получает возможность соотносить свойства и признаки предмета с сенсорными эталонами. Сравнение в данном случае выступает в роли дидактического метода, благодаря которому устанавливаются черты сходства и различия между объектами, с которыми ребенок взаимодействует. Также ряд дидактических игр базируется на словесном обозначении признаков предмета: детям предлагается рассмотреть несколько объектов, сказать, чем они похожи и чем различны, то есть словесно сравнить их качества, — это позволяет дошкольника достаточно прочно овладеть сенсорными навыками.

В отечественной психологии и науке изучением и разработкой сенсорных игр, носящих дидактический характер, занимались Е. В. Зворыгина, Е. И. Тихеева, Н. Н. Поддьяков [4]. Обобщая труды данных исследователей, можно выделить следующие виды игр, развивающих сенсорное восприятие детей дошкольного возраста:

  1. Игры-поручения, в основе которых детский контакт с игрушками и прочими объектами;
  2. Игры-соревнования, побуждающие ребенка соперничать, состязаться с другими детьми для достижения победы;
  3. Игры-загадки, основанные на изображении одного предмета посредством другого и требующие мыслительной деятельности детей для поиска отгадки;
  4. Сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок играет какую-либо роль;
  5. Игры-прятки, основанные на том, что какой-либо предмет исчезает, а затем появляется.

Как отмечает И. В. Мелехина в своей статье «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей», практически любая игровая деятельность оказывает положительный эффект на развитие сенсорного восприятия [3].

Кроме того, обогатить опыт сенсорного восприятия помогает использование дидактических игрушек и вспомогательных предметов в процессе игровой деятельности. Игрушки для сенсорного развития можно классифицировать следующим образом: мягкие игрушки — влияют, прежде всего, на тактильный аспект сенсорного восприятия; игрушки, развивающие координацию движений (игровые коврики, ленты, массажные поверхности, дорожки); игрушки-конструкторы простого (пирамидки, кубики, цилиндры, шары) и сложного (паззлы, мозаики, наборы для сборки) типа; музыкальные игрушки (погремушки, флейты, трубы, барабаны). Каждый из типов, воздействуя на тактильные, оптические, акустические ощущения, позволяет ребенку познакомиться с окружающими предметами, научиться ими пользоваться, что положительно сказывается и на развитии сенсорного восприятия.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста — это процесс, который требует особого внимания и сопровождения. Основополагающим средством данного процесса служит сенсорная игра, применяемая с дидактическими целями. Немалую роль для формирования сенсорного опыта играет и применение игрушек и прочих вспомогательных предметов. В результате такого воспитания, которое ориентировано на формирование нормального сенсорного восприятия, ребенок осваивает способы чувственного познания мира, формирует представления о внешних свойствах предметов, совершенствует сенсорные навыки, — успешность в этом, в свою очередь, определяет и уровень подготовки ребенка-дошкольника для дальнейшего поступления в учебное заведение и получения образования.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Психология развития. СПб, Питер, 2001. С.56–79.
  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. –315 с.
  3. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136–139.
  4. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981–192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное восприятие, ребенок, дошкольный возраст, игровая деятельность, сенсорная игра, сенсорное развитие, дидактическая игра, дидактический характер, орган чувств, сенсорная обработка.


Похожие статьи

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Похожие статьи

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Задать вопрос