Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 18.05.2021

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Ковалёва, А. И. Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры / А. И. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6403/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье автор устанавливает взаимосвязь поэтапного формирования восприятий и ощущений с основами психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: восприятие, органы чувств, свойства предметов, однородные предметы, образы, сравнение, накладывание.

Ребёнок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого. В данной статье автор рассмотрит особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста и основные формы сенсорного воспитания, опираясь на исследования выдающихся психологов и педагогов. [Интернет-ресурс 1]

Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в психологии. Этим занимались ряд психологов: Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и другие. [Интернет-ресурс 3]

Современный международный опыт дошкольной педагогики в области сенсорного воспитания все еще в значительной степени опирается на педагогику Монтессори, Декроли и не обнаруживает каких-либо новых тенденций, несмотря на разнообразие решения вопросов сенсорного воспитания, для зарубежной педагогики характерна их теоретическая слабость, обусловленная в значительной мере тем, что они опираются на ложные психологические теории. При сенсорном воспитании, во-первых, следует исходить из основных положений развития психики и процессов восприятия в частности. Они считали, что необходимым условием психического развития является созревание организма ребенка, его нервной системы.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а также необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду. [Интернет-ресурс 2]

Для развития восприятия большое значение имеет созревание анализаторов (зрительного, слухового, кожного и т. п.), с помощью которых производится расчленение и объединение различного рода воспринимаемых раздражителей. Для того, чтобы познакомиться с предметом путем осязания, необходимо ощупать его рукой, обвести пальцем его контур, определить путем нажима степень его твердости и т. д., зрительное восприятие также требует движения взора по воспринимаемому предмету, направленного на обследование его формы, размеров, строения поверхности и т. д., в ходе таких сенсорных ориентировочных действий рука или глаз как бы воспроизводят особенности предмета. Сенсорные, ориентировочные действия у маленького ребенка весьма несовершенны, в результате чего возникающие у него образы окружающих предметов и явлений оказываются весьма неполными и неточными. Развитие и совершенствование этих предметов, действий происходит постепенно, на протяжении всего дошкольного детства, причем решающую роль в этом процессе играет соответствующим образом организованное обучение и воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка 2–3 лет. В этот период жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребёнка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый), формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и т. д. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами [5, с.6]

Как же донести малышу необходимые знания интересно, доступно, чтобы каждый ребенок смог проявить активность? Конечно же, через игру! Приступая к обучению малышей, главное — организовать занятие таким образом, чтобы для ребёнка это было увлекательной игрой или любимой деятельностью. Играя, дети даже не подозревают, что осваивают способы обследования предметов, сопоставления эталонов между собой. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Шелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [3, c.4]

В данной статье автор рассматривает сенсорное развитие детей третьего года жизни. Наиболее доступны для ребят данного возраста задания на выполнение предметных действий. Так, в начале года детей упражняют в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, форме или цвету.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать их на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т. п. Поскольку дети могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача «Научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «Собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель дает наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие — проверить правильность собирания башенки — предлагает детям самим это сделать.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста — основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведенные для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чем они сильны, в чем отстают.

Дидактические игры кратковременны (10–20 мин.). Очень важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнении игр, расширения их вариативности.

Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру. Например, ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в «волшебном мешочке» и назвать его. Это игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые: полезные и увлекательные.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовывать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

При подборе дидактического материала на определение цвета воспитатель должен обращать внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности при усвоении названий цвета. Эффективен прием, когда понятие цвета связывают в представлении малыша с реальным предметом (предмет красного цвета — «ягодка», «помидор», желтого — «цыпленок», оранжевого — «апельсин» и т. п. [2, c.46]

На первоначальном этапе знакомства с формой предметов можно предложить ребятам дидактические игры, вкладыши, включающие основные пять форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребенку для обхвата рукой. Наиболее эффективным способом является соотнесение, сличение объектов. Также можно сравнить определенную форму с каким-либо предметом, который уже существует в представлении малыша, например: любой предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша» и т. д. Также можно поиграть в игру «Катится — не катится», где в практической деятельности ребенок способен сравнить свойство шара округлой формы с кубиком квадратной формы, либо кирпичиком прямоугольной формы.

Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни. [4, с.53]

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним — двумя сенсорными признаками. Оно требует широкой ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. [2, с.46]

В ходе работы с данной статьей автор провел экспериментальное исследование среди воспитанников двух и трех лет. Автор проверил знания детей о величине, форме и цвете различных предметов через предложенные дидактические игры, занося данные в журнал. Детям предлагали предметы разного цветового спектра и величины, для того чтобы провести сравнение путем выкладывания и группировки однородных предметов.

Автор разделил воспитанников на подгруппы, из общего количества детей было подсчитано, сколько детей показали свойства предметов без ошибок. В результате работы автор составил данную таблицу:

Возраст

Величина

Форма

Цвет

2 –3 года

77 %

43 %

60 %

Итак, в ходе экспериментального исследования и анализа программы требования для детей 2–3 года жизни (М. А. Васильевой) было выявлено, что 60 % детей усвоили основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый; 43 % детей научились определять основные геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; 77 % воспитанников имеют представление о размере предметов: большой, маленький.

Из этого следует, что дети младшего дошкольного возраста испытывают трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формируют обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков.

Литература:

  1. Белая К.Ю «Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. — 216 с.
  2. Богина Т. Л., Т. Г. Казакова, Е. А. Тимофеева и др.; Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада/ Под ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. — Просвещение, 1987. — 160 с.
  3. Мындыкану,Л. А. Сенсомоторно-математическое развитие детей раннего возраста (2–3 года): Сюжетно-игровые комплексы: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. А. Мындыкану, Е. В. Цупикова. — Мозырь: Белый Ветер, 2011. — 71 [1] c.
  4. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.
  5. Янушко Е. А. Cенсорное развитие детей раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.Мозаика-Синтез, 2013. — 72 с.
  6. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (Дефектология Проф) https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sensomotornoe_razvitie_detej_doshkolnogo_vozrasta/
  7. «Сенсорное развитие ребёнка» (Сайт МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 131 Ветерок» города Кургана. https://xn--131--83dr2c0ay3a.xn----ctbhc1cos.xn--p1ai/security/item/11132-sensornoe-razvitie-rebjonka
  8. «Цели и задачи сенсорного воспитания» (Studbooks.net) https://studbooks.net/1752661/pedagogika/tseli_zadachi_sensornogo_vospitaniya

Ключевые слова

образы, восприятие, сравнение, органы чувств, свойства предметов, однородные предметы, накладывание

Похожие статьи

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координа...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Обзор методик и приемов диагностики пространственного мышления младших школьников

В статье характеризуются методики, тесты, задания и пробы, позволяющие оценить уровень развития различных структурных компонентов пространственного мышления младших школьников. Для исследования пространственного мышления диагностируются такие структу...

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается психолого-педагогическое понятие «пространство». Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ. Приводится нейропсихологическая модель формирования пространственных функций. Затрагиваются вопросы моделиров...

Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Похожие статьи

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координа...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Обзор методик и приемов диагностики пространственного мышления младших школьников

В статье характеризуются методики, тесты, задания и пробы, позволяющие оценить уровень развития различных структурных компонентов пространственного мышления младших школьников. Для исследования пространственного мышления диагностируются такие структу...

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается психолого-педагогическое понятие «пространство». Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ. Приводится нейропсихологическая модель формирования пространственных функций. Затрагиваются вопросы моделиров...

Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Задать вопрос