В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение словарного запаса, грамматических навыков и речевой понятности. Подвижные игры являются эффективным средством, способствующим развитию речи у детей. В ходе таких игр дети активно двигаются, осваивают новые двигательные навыки и одновременно учатся использовать слова для описания своих действий.
Ключевые слова: речевая активность, развитие речи, подвижные игры, возрастной период.
Дошкольный возраст — это период активного развития речи ребенка, усвоения им разговорного языка и запуска всех процессов речевого развития. С каждым годом растет количество детей, имеющих речевые трудности в 3–4 года. А речь является самым главным стимулом общего развития ребенка. Если ребенок имеет трудности в произношении слов, он так же будет иметь трудности и в развитии логического мышления, воображения, памяти и т. д. Именно поэтому развитие речевой активности у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач педагогов и родителей.
Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение словарного запаса, грамматических навыков и речевой понятности. Дети начинают использовать более сложные грамматические конструкции, такие как использование предлогов, местоимений и согласование времени и лица. Они также начинают образовывать понятные предложения, используя подлежащее, сказуемое и дополнение. Возникает понимание сложных звуковых сочетаний, что приводит к улучшению произношения. Дети могут корректно произносить большинство звуков в своей родной речи.
Все дети любят играть, игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому, при развитии активной речи у детей очень полезно использовать игры. Для любого ребенка игра является той действительностью, которую он себе представляет, и она для него более важна, чем реальная окружающая действительность. С помощью игр, дети учатся выражать радость, страх, удивление и другие эмоции, при этом используя слова и жесты. К. Д. Ушинский в своих работах отмечал, что «Дети не любят неподвижные игрушки оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии; ребёнку нравится именно живое движение представлений в его голове» [5,137]. Подвижные игры также способствуют расширению словарного запаса у детей. В процессе игры они узнают новые слова и выражения, связанные с определенными действиями и объектами. Разнообразные физические активности могут быть связаны с разными предметными областями, такими как животный мир, транспорт, погода и другие, что помогает детям узнавать новые слова и осваивать новую лексику.
Игра развивает язык, а язык создает саму игру. При развитии речи у детей дошкольного возраста в МБДОУ д/с № 47 г. Белгород, воспитатели используют все виды игр, в том числе и подвижные. Подвижные игры развивают навыки сопереживания и эмоционального выражения у детей. В ходе игры они активно выражают свои эмоции, а также стараются понимать эмоции и намерения других людей. Вот несколько видов подвижных игр, используемых в нашей работе с детьми 3-4 лет:
- «Следопыты»: В этой игре дети должны выполнять движения в соответствии с командами, которые могут быть связаны с различными аспектами речи, например, сказать слово начинающееся на определенную букву перед тем, как выполнить движение.
- «Мимика и звук»: Дети могут играть в эту игру, имитируя различные животные или предметы и издавая соответствующие звуки. Они вместе могут составлять истории, используя движения и звуки, а также комментировать и описывать свои действия.
- «Танцы и песни»: Использование зажигательных песен и танцевальных движений очень хорошо помогает детям развивать речь и ритмичность. Дети могут исполнять движения и петь слова песни одновременно, что способствует развитию памяти и языковых навыков.
- «Уличные игры»: Игры на свежем воздухе, такие как прятки, эстафеты или игры с мячом, являются отличным способом стимулирования речи у детей. Во время игры они могут комментировать свои действия, инструкции и обмениваться информацией с другими участниками.
- «Игры-истории»: Дети могут участвовать в игре-истории, где они создают историю, используя свою речь и движения. Они могут изображать различные персонажи и события, развивая при этом свою фантазию и речевые навыки.
Развитие речи дошкольников является важнейшим аспектом данного возрастного периода. Если дети не получают в раннем возрасте достаточного количества стимулов для развития своей речи, позже им сложнее наверстать упущенное. Именно в данный период необходимо стимулировать и приучать детей к самостоятельному использованию слов и речевых оборотов, чем больше мы будем уделять этому внимания, тем лучше он будет развит. Поэтому в своей группе мы активно используем игры, стимулирующие активизацию речи малышей. Несомненно, что развитие речи детей любого возраста является одной из приоритетных задач для детского сада. Всем известно, что речь детей развивается постоянно, будь они дома, на детской площадке или в дошкольном учреждении. Однако, роль детского сада и воспитателя в данном вопросе очень важны. Развитие речи ребенка наиболее эффективно происходит в условиях обогащенной окружающей среды.
Речевая развивающая среда включает в себя предметное и материальное наполнение, а также окружающих взрослых, которые являются объектом подражания для дошкольников. Именно поэтому воспитатель, педагог дошкольного образовательного учреждения, должен обладать грамотной, образцовой речью.
В заключение, хочется отметить, что подвижные игры играют важную роль в развитии речевой активности у детей раннего дошкольного возраста. Они способствуют развитию моторики, коммуникации, словарного запаса, а также эмоциональной выразительности. Поэтому, использование подвижных игр является эффективным методом для стимуляции развития речи у детей. Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач — вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова,- М.: Мозаика-Синтез, 2020. — 272 с.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре./ А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, — М.: Просвещение, 2002.
- Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3–4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз — словечко, два — словечко» / Е. В. Колесникова. — М.: Ювента, 2021. — 72 c.
- Липина, С. В. Развитие речи / С. В. Липина, И. В. Полещук. — М.: Эксмо, 2017. — 222 c.
- Ушинский К. Д., Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) /К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 2014. — 205с.