Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Волкова, Н. А. Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры / Н. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102681/ (дата обращения: 24.12.2024).



Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, систематизируются дидактические игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания, слухового внимания детей и овладение ими звуковой культуры речи в возрасте 5–7 лет.

Ключевые слова: дошкольники, речь, звуковая культура речи, произношение, языковые нормы речи, звукопроизношение, артикуляция, развитие, методы, приемы, проблемы, дидактическая игра, игровые упражнения.

Введение. Полноценное общение — самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления».

К. И. Чуковский.

Речь выполняет важнейшие функции: с ее помощью формируются взаимоотношения ребенка с окружающим миром, определяются и регулируются нормы поведения. Она влияет на формирование личности ребенка, на его социальную адаптацию. В старшем дошкольном возрасте речевые умения детей значительно совершенствуются. На первое место выступает общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование. Пробуждается интерес детей к партнерству по игре, усложняется замысел в игровой деятельности. В этом возрасте развиваются волевые качества ребенка, что позволяет заранее сосредоточить свое внимание на предстоящей ему деятельности.

Формирование правильного звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте — это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и за собственной речью. В настоящее время наблюдается тенденция трудности формирования звукопроизношения у детей, в связи с чем, отмечаются дефекты произношения звуков на этапе завершения детского сада. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют «чистой» речью. И если взрослым не помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей — наша забота. Известно, что дошкольный возраст — период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных «лепетных» звуков до свободного применения наборов слов, овладение грамматическим строением языка.

Изложение основного материала статьи. Организация педагогической деятельности по развитию звукопроизношения, которая реализуется в детских садах, направлена на решение таких задач, как:

— Развитие артикуляционного аппарата дошкольников;

— Ознакомление детей со строением и функционированием речевого аппарата;

— Развитие фонематического слуха детей;

— Овладение нормами правильного произношения всех звуков родного языка;

— Улучшение дикции детей;

— Развитие интонационной окраски речи (интонация, темп, тембр, сила голоса, мелодика, ударения);

— Работа над пониманием детьми звукового состава родного языка.

Наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей-дошкольников, является дидактическая игра. Именно игра помогает развивать правильное звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие, правильное дыхание Игры помогают расширять активный словарь, углублять интерес к языку. Благодаря игре процесс обучения детей происходит в доступной и привлекательной для детей форме. Почти все игры многофункциональные, педагог может неоднократно к ним возвращаться для закрепления пройденного.

Игры решают такие задачи, как:

  1. Обучению детей умению подбирать слова с заданными звуками; развитие слухового восприятия, речевого слуха;
  2. Развитие и совершенствование детьми фонетических знаний и умений;
  3. Формировать навыки в восприятии и различении звуков;
  4. Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового стоя.

Цель игры всегда имеет 2 аспекта:

Познавательный , то есть то, чему, мы должны научить ребенка, то какие способы действия с предметами хотим ему передать.

— Воспитательный — это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые необходимо прививать детям.

Игры систематизированы от простых к сложным, что делает их доступными для детей 5–7 лет.

Примеры дидактических игр:

— «Повтори правильно», «Делай как я», «Найди ошибку» развивают у детей слуховое внимание, учат их произносить отчетливо многосложные слова, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

— Игры «Прокачу на машине», «Доскажи слово с картинки», «Выдели слово», «Что в мешочке?»- цель этих игр закрепление в речи правильного произношения детьми определенных звуков в словах, учить выделять их из группы слов, из речевого потока.

— «Кто быстрее повторит» — цель определять детьми на слух скорость произнесения звукосочетаний, умение произносить их с различным темпом.

— Игра «Подбери похожие слова»- развивает у детей слуховое восприятие, учит различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Дидактическая игра может быть использована на всех этапах развития речи детей

Выводы. На современном этапе развития педагогической науки одной из важнейших проблем относительно совершенствования сферы дошкольного образования повышения качества обучения, является поиск путей повышения эффективности речевого развития детей-дошкольников. Одним из ключевых компонентов в структуре культуры речи является звуковая культура речи. Под данным термином необходимо понимать правильную и четкую артикуляцию, четкое произношение звуков, слов, слов со стечением согласных, многосложных слов, фраз родного языка, владение правильным речевым дыханием, овладение определенным уровнем развития фонематического слуха и интонационной окраски речи детей-дошкольников.

Литература:

  1. Аматьева Е. П. Обучение старших дошкольников выразительности речи //Наука и образование.-1997.-№ 1. — С.71–78.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. — М.,2014. — 142 с.
  3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2009. — 128 с.
  4. Ковшиков В. А. «Исправление нарушений различения звуков».СПб.1995г.
  5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика- Синтез, 2015. — 64 с.
  6. Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб, 1998г.
  7. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып.13. 1948. — С.101–133. — URL: htp://predu/livejournal.com/1153803.html.
  8. Волкова, Н. А. Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры / Н. А. Волкова. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2023/05/12/statya-formirovanie-zvukovoy-kultury-rechi-starshih (дата обращения: 15.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Игра, слово, дидактическая игра, звуковая культура речи, развитие, родной язык, дошкольный возраст, правильное звукопроизношение, правильное произношение.


Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Задать вопрос