Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 1142 раза

Библиографическое описание:

Добря, М. Я. Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития / М. Я. Добря, К. Г. Сапрыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 380-381. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37510/ (дата обращения: 19.12.2024).



Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. [1]

При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70–80 % обследованных, то есть к 5 годам речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

В этом году в дошкольные учреждения города Абакана в среднем поступает 25–30 детей. Из них одна третья часть (в среднем) с задержкой речевого развития, помимо этого поступают так же неречевые дети.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и именно поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Поэтому детям с отклонениями в развитии должна быть оказана коррекционная помощь, и чем раньше, тем лучше.

Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых — речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ), важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною были подобраны игры и упражнения направленные на: А) развитие мелкой моторики пальцев рук; Б) развитие слухового внимания, восприятия; В) развитие просодической стороны речи; Г) развитие артикуляционного аппарата; Д) уточнение звука или его вызывание по подражанию.

а) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Пальчиковая гимнастика.

– Игры с различными предметами

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особое удовольствие.

С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики используются игры с различными предметами, такие как «Нанизывание бусинок на веревку», «Сложи в коробку», «Собери цветочек» и др. [2]

б) Игры иупражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:

  1. нахождение и узнавание источника звука;
  2. дифференциация звуков

– по способу воспроизведения («Барабан — погремушка», «Хлопки- притопы»);

– по темпу («Дождик»);

– по силе звучания («Громко-тихо»);

– по длительности звучания («Дорожки»).

Виды игр:

– Игры на угадывание не речевых звуков.

– Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками). Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».

в) Игры иупражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

г) Игры иупражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи — работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3–5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6–8 раз.

д) Игры на звукоподражание, стихи, потешки.

Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку.

Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.

Литература:

  1. Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2–3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия Развития, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, артикуляционный аппарат, игра, младший дошкольный возраст, развитие, слуховое внимание, мелкая моторика пальцев рук, просодическая сторона речи, раннее детство, речевое развитие.


Похожие статьи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата в дошкольном учреждении

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата в дошкольном учреждении

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос