Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи
Авторы: Рядинская Наталья Владимировна, Кравченко Надежда Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 21.11.2019
Статья просмотрена: 1082 раза
Библиографическое описание:
Рядинская, Н. В. Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи / Н. В. Рядинская, Н. Н. Кравченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4614/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одна из ключевых задач дошкольных образовательных учреждений — это социализация воспитанников, то есть интеграция в социальную среду. В ходе интеграции в мир общества усваиваются «образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе» [3]. Жизнь в обществе невозможно представить себе без общения, а общение — без языка.
Язык теснейшим образом связан с речью, так как «речь— это всегда язык в действии» [6, c.4]. С понятиями «речь» и «язык» ассоциируется термин «культура речи» – понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения» [10].
Овладение культурой речи, выражающейся в правильной речи, является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Формировать культуру речи ребенка необходимо с ранних лет, как минимум — в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет).
Важной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильная артикуляция звуков и слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение, выразительность. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи [4].
Низкий уровень звуковой культуры речи ребенка может иметь негативные последствия в виде личностных изменений (раздражительность, замкнутость, снижение мотивации к познанию и обучению). Также может развиться умственное отставание, вследствие чего часто возникают проблемы с обучением в школе, неуспеваемость, более сложная социализация в обществе сверстников и взрослых [8].
Воспитание звуковой культуры речи подразумевает работу над следующими аспектами: произношение, соблюдение требований орфоэпии (нормы литературного произношения), выразительность и дикция речи (четкое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом) [2].
При организации образовательной деятельности в сфере развития звуковой культуры речи необходимо учитывать следующие моменты:
- дифференцированный подход к организации занятий в зависимости от возраста дошкольников;
- взаимосвязь и взаимодействие специальных занятий (фронтальных) с работой, проводимой вне занятий [1, c.26];
- особое внимание артикуляционной гимнастике;
- использование игровых технологий;
- использование ИК-технологий.
- Дифференцированный подход корганизации образовательной деятельности взависимости от возраста дошкольников
Совместная образовательная деятельность с младшими дошкольниками должна проходить в виде дидактических игр с игрушками, целью занятий является отработка звукоподражания. В первое время должен практиковаться хоровой ответ воспитанников, так как они еще не способны слушать ответы друг друга. В средней группе стоит переходить к несложным объяснениям артикуляции звуков, ставить учебные задачи (научиться произносить конкретный звук), что повышает сознательность действий воспитанников, чему также способствует мотивационный фактор (объяснение, зачем нужно учить звук). Кроме правильного звукопроизношения, ведется отработка и других аспектов звуковой культуры речи: воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного речевого выдоха, развитием громкости голоса, развитием речевого слуха. На данном этапе необходимо работать и над развитием фонематического слуха и дикции, для чего используются разнообразные словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, прозаические и стихотворные произведения.
Для старших дошкольников основной задачей является отработка звука. Самым продуктивным приемом является показ артикуляции звука, сопровождаемый объяснением положения органов артикуляции с последующими упражнениями в произнесении звука изолированно и в сочетании его с другими звуками. Работа над дифференциацией звука ведется в три этапа: дифференциация изолированных звуков, звуков в словах и звуков фразовой речи. Важным моментом при организации занятий со старшими дошкольниками является использование различных приемов обучения при многократном повторении однотипного речевого материала при разнообразии приемов обучения [1].
- Взаимосвязь ивзаимодействие специальных занятий (фронтальных) сработой, проводимой вне занятий
Для своевременного и продуктивного развития речи ребенка, в том числе, ее звуковой стороны, необходимо проводить специально организованные — фронтальные — занятия, не реже 1–2 раз в месяц. Но также важно включать отдельные упражнения на отработку звуков, чистоты речи, скорости, плавности, выразительности в другие занятия, включая музыкальные — по согласованию с музыкальным руководителем.
- Артикуляционная гимнастика
Развитие речи человека зависит от множества субъективных и объективных факторов, но что касается именно звуковой стороны, то здесь наиболее значимым фактором является работа артикуляционного аппарата, развитию и совершенствованию которого способствует использование артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
1) Статистические — связанные с удержанием определенной артикуляционной позы.
2) Динамические — требующие многократно повторения одного и того же вида движений[5].
Основные принципы организации артикуляционной гимнастики: регулярность (ежедневно, несколько раз в день), от простого к сложному, индивидуальный подход, использование игрового метода и наглядности. Немаловажно правильно организовать пространство для проведения занятия — ребенок должен сидеть, видеть лицо взрослого и свое, для чего необходимо настенное либо ручное зеркало. Благодаря артикуляционной гимнастике укрепляется мышечная система речевого аппарата и подвижность его элементов, снижается напряженность артикуляционных органов.
- Использование игровых технологий
При организации образовательной деятельности, направленной на развитие звуковой культуры речи, целесообразно использовать различные педагогические игры — дидактические, театрализованные, пальчиковые.
Дидактическая игра является основным видом игр и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.
Однако большинство задач развития речи вообще и звуковой культуры речи в частности можно решать, используя театрализованные игры. Отыгрывая роль, ребенок использует средства вербальной и невербальной выразительности, выбранные самостоятельно. Драматизация может проходить в виде игр-имитаций (персонажи, социальные роли, животные), спектаклей, игр-импровизаций. Воспитанники могут выступать в роли не только артистов, но и режиссеров и сценаристов, отыгрывая сюжеты при помощи игрушек (или их заменителей). Озвучивание разыгрываемого сюжета способствует развитию выразительной речи. Двигательная активность во время речевой деятельности (чтение и разучивание стихов, потешек, прибауток) делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики, жестов [7].
Отличным приемом для развития речи является сочинительство — синквейн (составление пятистиший) и сказкотерапия. Игры со скороговорками и чистоговорками — «произнеси тише-громче, испуганно-радостно» — также положительно влияют на звуковую культуру речи ребенка, развивая интонацию и чувство ритма. Игровая форма проведения занятий всегда продуктивна и привлекательна для детей. Разнообразные игры позволяют решать самые разные задачи, одновременно не вызывая скуку и равнодушие.
5.Использование ИК-технологий
Современную систему образования невозможно представить себе без использования информационно-коммуникационных технологий, подразумевающих использование различных информационно-технических средств. Основные задачи использования таких технологий в образовательной деятельности — создание интерактивных моделей и облегчение взаимодействия с родителями воспитанников и их информированиео методах и средствах речевого развития детей.
В образовательной деятельности ДОУ можно использовать следующие ИКТ: мультимедийные образовательные программы (программа «Развитие речи», логопедический интерактивный комплекс «Теремок» и т. п.), обучающие программы на дисках, тематические мультимедийные продукты, подготовленные воспитателями (с использованием программ PowerPoint, Moovly и т. д.).
Например, программа «Развитие речи» направлена на развитие у детей слухового восприятия; формирования навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов, умений составлять описательные рассказы по картинкам и связно говорить [9].
Использование ИКТ позволяет обеспечить наилучшую наглядность (картинку можно сопроводить звуком и анимацией); решает ситуативные задачи (создание медиа-продукта под конкретную цель или ситуацию, с учетом уровня развития конкретных воспитанников). Элементы единой информационно-образовательной среды в ДОУ делают возможным работу по речевому развитию не только в группе, но и индивидуально, а также предоставляют средства самостоятельной игровой деятельности детей.
Литература:
- Архипова Е. Г. Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников // Проблемы педагогики, 2015. № 6(7). С. 24–27.
- Афонина Л. Г. Понятие звуковой культуры речи и ее значение для развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО // Научные исследования и современное образование: VI Междунар. научно-практ.конф. (Чебоксары, 15 марта 2019), Чебоксары, 2019. С. 41–42.
- Глоссарий по политической психологии. М.: РУДН, 2003. — С. 268.
- Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
- Романцова И. О. Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук:междун. научно-практ. конф. (Глазов, 14 марта-15 апреля 2016). Глазов, 2018. С. 102–104.
- Рымарь, С. В. Русский язык и культура речи: конспект лекций для студентов для всех направлений подготовки / С. В. Рымарь. — Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. — 98 с.
- Сибгатова В. Д. Эффективные игровые технологии в развитии речи дошкольников: из опыта работы // Internationalscientificreview, 2019. № 1(41). С.29–31.
- Ушакова А. А., Шалина А. А. Формирование звуковой культуры речи дошкольников // Речевая культура в разных сферах общения: XII Всеросс.научно-практ. конф. (Нижний Тагил, 29 ноября 2017), Нижний Тагил, 2018. С. 124–129.
- Филиппова Л. В. Значение информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста // ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения: Всеросс. научно-практ. конф. (Арзамас, 24 мая 2018). Арзамас, 2018. С. 217–223.
- Актуальные проблемы культуры речи (сборник). М., 1970.