Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 10.05.2018

Статья просмотрена: 624 раза

Библиографическое описание:

Вдовицына, Е. Я. Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников / Е. Я. Вдовицына, Т. В. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50147/ (дата обращения: 16.12.2024).



Любите музыку, и она вам поможет.

О. Лунгстрем

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Педагоги дошкольных образовательных организаций комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряют в образовательный процесс эффективные технологии здоровьесбережения. Решение проблем здоровья детей — работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательной организации на длительный период, осуществляемая в тесном контакте с родителями дошкольников. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. В связи с этим для нас, музыкальных руководителей детского сада, актуальной и важной является проблема изучения и применения приемов коррекции речи дошкольников на занятиях музыкой.

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Музыка — это одно из средств развития голоса и артикуляционного аппарата.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Однако успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия музыкального руководителя, логопеда и педагога, в рамках которого воспитатель и музыкальный руководитель закрепляют приобретённые на логопедических занятиях навыки и умения, автоматизируют их в самостоятельной и совместной деятельности в течение дня. Музыкальный руководитель с целью развития артикуляционного аппарата организует в ходе занятия музыкой следующие виды деятельности.

Валеологические песенки-распевки

С них мы начинаем каждое музыкальное занятие. Несложные, добрые тексты и мелодия: «Доброе утро», «Трямди-песенка», «Здравствуй», состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный фон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Распевки даём больше на гласные звуки, чтобы лучше отработать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии голоса и артикуляционного аппарата. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Основными задачами дыхательных упражнений на занятиях музыкой являются:

– укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

– тренировка силы вдоха и выдоха;

– развитие продолжительности выдоха.

В результате организации дыхательной гимнастики у ребенка улучшается качество вдоха и выдоха. От правильного вдоха (одновременно через нос и рот) зависит качество звука при пропевании и проговаривании фразы. Качество выдоха (спокойный и медленный) влияет на умение четко проговорить фразу так, чтобы дыхания хватило до конца предложения.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Техника дыхания — короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Музыкальная фраза должна быть плавной и если делать много вдохов, то мелодия будет как будто разорванная на кусочки. Чтобы дети почувствовали влияние дыхания на качество речи и пения, мы в качестве примера рассматриваем варианты правильного и неправильного пения русской народной песни «Во поле береза стояла».

1) Вдох — Во по-ле. Вдох — бе-ре-за. Вдох — сто-я-ла. 2) А теперь на одном дыхании: вдох — Во по-ле бе-ре-за сто-я-ла….

Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Поэтому на первых порах мы подбираем песенки с короткими музыкальными фразами. В старшем дошкольном возрасте помогает пение по фразам (цепочкой). Чтобы достичь свободы и равномерности в дыхании, применяем специальные упражнения.

Упражнения на развитие дикции

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Условием хорошей дикции является не только умение четко произносить гласные и согласные звуки, но и понимание смысла слов песни. Для становления дикции мы используем следующие приемы:

– выразительное чтение песни;

– коллективное проговаривание текста нараспев так, чтобы все слова звучали ясно;

– коллективное проговаривание текста шепотом на высоком звучании;

пропевание мотива песни на разных слогах (ле, ля, ли, лю и т. д.).

Успехом пользуются скороговорки, потешки, то, что детям доступней и ближе.

Работу по формированию дикции делим на несколько этапов.

I этап — пропевание гласных. На занятиях обращаем особое внимание на правильное дыхание во время пения. Постановку голоса, темп и ритм речи. После этого отрабатываем выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

II этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих свистящих звуков.

III этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.

IV этап — закрепление всех звуков в свободной речи.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой предлагаемой нами песенке-попевке короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям, и поэтому вызывает различные эмоции.

Работа по развитию дикции в пении не ограничивается одной узкой задачей — правильной постановкой звуков. Она отличается одним важным аспектом — развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивает его чувства, которые проявляются в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта важно на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, совершенствующая движения артикуляционного аппарата. Она является эффективным средством профилактики и коррекции некоторых речевых нарушений. Детский голосовой аппарат — нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей — «не навреди!».

В работе используем упражнения: «Машинка», «В горку и с горки», «Лошадка», «Беззвучное пение» и т. д. Предлагаем повторить приемом «Эхо», как «разговаривают» животные: уточки, лягушки, гуси, мышки, котята и т. д.

Организуем артикуляционную гимнастику по системе В. Емельянова («Фонопедическая система В.Емельянова»), который обратился к проблеме артикуляции и с медицинской точки зрения, и с педагогической, и с вокальной. В данной системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам:

1) артикуляционная гимнастика;

2) интонационно-фонетические упражнения;

3) голосовые сигналы доречевой коммуникации;

4) упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра.

Все упражнения из этой области используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям.

На занятиях музыкой мы используем пословицы, поговорки, сказки, которые помогают раскрыть нравственно-этические понятия добра и зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривают пословицы и поговорки на народных фольклорных праздниках, придумывают мелодии колыбельных песен и поют их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным и игровым фольклором обогащается внутренний мир ребенка.

В своей работе отдаем предпочтение использованию народных игр с пением и движением. «У медведя во бору», «Гуси-гоготошки», «Заинька, серенький». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети не только передают в движении художественный образ, но и общаются, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку.

Важной составляющей музыкально-оздоровительной работы является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательной и игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Нами сформирована фонотека, в состав которой входят:

– музыка для релаксации;

– музыка для танцев и хороводов;

– музыка для игр;

– музыка для слушания;

– фоновая и шумовая подборка.

Фонотека записана на цифровые носители, что дает возможность воспитателям использовать ее в каждодневной практике. Детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Мы привлекаем воспитателей и родителей к участию в праздниках, развлечениях, к исполнению песенных номеров, частушек, напевов, участию в инсценировках небольших сюжетов сказок, в обрядовых праздниках. Например, в таком развлечении как «Посиделки» используются поговорки, припевки, русские напевы, песни. На 8 Марта дети, воспитатели, родители пришли к Матрёшке в магазин, где за товар расплачивались частушками, песнями, народными играми с напевами, исполнением р. н.м. на музыкальных инструментах. Тесный педагогический контакт музыкального руководителя, воспитателя и логопеда дает положительный результат в развитии певческих навыков детей и в коррекции речевых нарушений.

Литература:

  1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. — СПб.: «Детство — Пресс», 1999.
  2. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / Составитель Трифонова И. — СПб., 2000.
  3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Орлова Т. М., Бекина С. М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6–7 лет.- М., 1988.
  5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. — СПб.: КАРО, 2004.
  6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. — Ярославль: Академия развития, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, артикуляционный аппарат, музыкальный руководитель, ребенок, дыхание, занятие музыкой, музыка, пение, упражнение, дыхательная гимнастика.


Задать вопрос