Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников / Е. Б. Дьяконова, А. В. Касьянова, Т. Ю. Марченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2778/ (дата обращения: 15.11.2024).



Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка. В ней формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие и способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников.

В театральной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В театрально — игровой деятельности у детей расширяется игровой опыт, развивается связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

– игры-драматизации;

– игры-представления (спектакли);

– коррекционно-развивающие игры;

– игры-превращения;

– игры, направленные на выражение основных эмоций, на развитие воображения, памяти и внимания.

Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основаны на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии, а личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Можно выделить следующие специфические принципы театрализованной деятельности:

  1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальнейшей цели.
  2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
  3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
  4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

– театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

– детского и взрослого искусств;

– театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

– ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

– специально организованной и самостоятельной деятельности.

  1. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

– ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

– побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

– самостоятельный поиск решения творческих задач.

Театрально-игровая деятельность способствует развитию:

– психофизических способностей (мимики, пантомимики);

– психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

– речи (монолог, диалог);

– творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

– разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

– владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

– амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

– изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная игра способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и умению общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Такие игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

Ребенок, в своей жизни совершает любые действия естественно и оправданно. Он не задумывается над тем, как например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Маленькие спектакли (этюды) развивают умение общаться с людьми в различных ситуациях. Этюды — это своеобразная школа, в которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения. Этюды и упражнения, используемые в театральной деятельности разнообразны:

– этюды, направленные на развитие внимания, фантазии;

– этюды, направленные на развитие мимической моторики, на выражение основных эмоций;

– этюды, направленные, на развитие памяти;

– упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– образные упражнения;

– пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

– упражнения на развитие выразительноймимики;

– театральные этюды;

– отдельные упражнения по этике во время драматизации.

Разыгрывая этюды по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

У ребенка с задержкой речевого развития наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабленность движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц.

Речевые игры и упражнения, используемые в тетрализованных постановках, направленны на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

– дыхательные и артикуляционные;

– дикционные и интонационные;

– творческие (со словом).

Поскольку у дошкольников еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, заниматься с ними специальной профессиональной подготовкой невозможно. Необходимо объяснять детям, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо опираться на их эмоциональный мир и познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного героя, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. В дальнейшем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

Литература:

  1. Акулова О. А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
  3. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001
  4. Сизова О. Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, театрализованная деятельность, развитие, театральная игра, умение, упражнение, этюд, голосовой аппарат, коммуникативная сфера.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос